среда, 30 апреля 2014 г.

Суть компетентностного подхода к человеку

Компетентностный подход к человеку подразумевает комплексное гармоничное развитие личности опирающееся на иерархию целей личности и определённого рода подход в формировании себе способности достигать этих целей. Суть этого подхода и рассмотрим в данной статье.


Интеллект в широком смысле является управленческой основой поведения всякой личности. Он (интеллект) является проявлением процессов протекающих в психике и относится, как к области сознания так и к области бессознательного.
Подобно тому, как в триединой Вселенной нельзя выделить отдельно информацию, отдельно материю и отдельно меру, но для удобства понимания некоторых явлений с известной долей абстрагирования иногда это делается с пользой для дела. Точно также, в компетенции, с некоторой долей абстрагирования, можно выделить компоненты из которых состоит компетенция (их всего три):
  • Информация;
  • Настроение;
  • Алгоритмика.
Эти компоненты в первую очередь относятся к бессознательной области психики (см. рис. ниже) и по-разному сочетаясь между собой, могут осознаваться личностью, в различных проявлениях.


Рисунок - Психологический аспект компетенции

Настроение (более узкое название этой компоненты компетенции ─ энерго-эмоционально-чувственное состояние - ЭЭЧС; или кратко - чувственная составляющая: подробнее о ней см. здесь) в области бессознательного проявляется как настрой, а в области сознания как самочувствие (подробнее о настроении см. статью "Настроение и психопрактики").

Информация относящаяся к той или иной компетенции, загруженная в психику, сама по себе не является знанием. Информация совмещённая с определённым настроем (соответствующим данной информации) порождает совокупность понятий (элементарных знаний) (в узком смысле, понятие ─ это код связанный с образом). Эти понятия могут осознаваться личностью а могут не осознаваться. В любом случае они присутствуют в психике. Совокупность определённых понятий сложенных вместе и соотнесённых с определённым самочувствием даёт знание. Личность обладающую знаниями в какой-то области будем называть экспертом в этой области. Знание это атрибут области сознания а не бессознательной области психики. Т.к. знанием является только то, что осознаётся.

Точно так же, алгоритмика сама по себе не является умением. Алгоритмика совмещённая с определённым настроем (соответствующим данной алгоритмике) порождает совокупность навыков (элементарных умений). Эти навыки могут осознаваться личностью а могут не осознаваться. В любом случае они присутствуют в психике. Совокупность определённых навыков сложенных вместе и соотнесённых с определённым самочувствием даёт умение. Личность обладающую умениями в какой-то области будем называть специалистом в этой области. Умение это атрибут области сознания а не бессознательной области психики. Т.к. умением является только то, что осознаётся.

При этом, как уже говорилось, какие-то понятия и навыки имеющиеся в психике человека, могу осознаваться им а могут не осознаваться. А сами понятия и навыки, с точки зрения психики, являются подобиями друг другу, только понятия связаны с информацией а навыки с алгоритмикой. Можно сказать так: информация и алгоритмика пропущенные через соответствующее настроение становятся знанием и умением посредством понятий и навыков соответственно.

Компетенция возникает тогда, когда совмещаются знание, умение и самочувствие в указанном выше смыслах. Личность обладающую и знаниями и умениями, в их неразрывном единстве, из какой-то области будем называть профессионалом в этой области. Т.е. профессионал включает в себя и способность быть экспертом (разбираться в теоретических аспектах вопроса) и способность быть специалистом (разбираться в практических аспектах вопроса).

Рассмотрим пару примеров.
Человек может владеть информацией о том, что травить себя сигаретным дымом - это плохо. Но он не получил опыта страдания от результата отравления себя сигаретным дымом. Другими словами, он не прочувствовал это, у него нет чувственной составляющей этого знания (т.е. он не пропустил через себя это настроение). И поэтому для него информация о вреде сигарет не является знанием, оно является просто информацией. Есть основания полагать, что возможно именно поэтому в наркодиспансеры, как правило, берут работать только бывших наркоманов. Т.к. только бывшие наркоманы обладают знанием, а не просто информацией, о том, каково это быть зависимым от наркотиков, и соответственно только они могут принимать адекватные решения при взаимодействии с наркоманами.
Ещё пример, это утренняя пробежка для укрепления здоровья. Сколько бы ни получать информации о ней, пока не пробежишься и не почувствуешь на себе её действие, реально компетентным в вопросах бега не будешь, и давать компетентные советы людям по этому вопросу не сможешь.
Другой пример, это вкус мёда. Человек может получить информацию о том, насколько вкусен мёд. Но пока он не почувствовал вкус мёда сам, он не будет обладать знанием о вкусе мёда, а будет обладать лишь информацией об этом.

Может возникнуть вопрос: неужели чтобы получить необходимое настроение (ЭЭЧС) нужно обязательно попробовать что-то на практике? И вред сигарет, и ужас войны, и вкус мёда и т.д. Однако, практика показывает, что требуемое чувственное состояние можно получить из нескольких источников, а не только из практического опыта. Перечислим их все включая и практический опыт: 
  • Непосредственный практический опыт (попробовать "мёд");
  • Подобный практический опыт (по принципу отождествления подобного, когда например, чтобы узнать каков "мёд" на вкус, пробуешь не сам "мёд" а подобное ему, например "сахар", а потом просто отождествляешь вкус "сахара" со вкусом "мёда" с определённой поправкой в "уме");
  • Глубокое общение с людьми, имеющими такой опыт (т.е. общение с глубокой верой этим людям; это позволяет на некоторое время почувствовать вкус "мёда", слушая их рассказы о "мёде", в том числе на полевом уровне); 
  • С коллективного бессознательного, считывая опыт других людей;
  • Внушения от различных (в том числе полевых) личностей;
  • С Интуиции от Бога;
  • Через моделирование ситуации развитым правым полушарием (один из примеров приводимых ВП СССР в одной из своих работ ─ это освоение боевых единоборств посредством моделирования приёмов в своём воображении без необходимости живого контакта со спарринг партнёрами);
  • Ритуально-мистически (если верить "Махабхарате", в одной из прошлых цивилизаций, передача компетенции от одной личности к другой осуществлялась не путём передачи знаний и не путём тренировки каких-то умений, а путём совершения определённого ритуала над "обучаемым" и компетентным "обучающим", в результате чего, компетенция в готовом виде сгружалась в психику "обучаемого" из психики компетентного обучающего, подобно тому, как в первой части фильма "Матрица", главному герою сгружали в психику в готовом виде различные техники единоборств).
Каждая из упомянутых выше методик получения необходимого настроения для формирования компетенции, требует отдельной статьи. Однако в рамках данной статьи мы ограничимся этим кратким их перечислением.

Таким образом, можно сказать, что человек реально обладает компетенцией только в том случае, если он тем или иным образом прочувствовал на себе определённый набор ощущений (получил должное настроение), связанный с конкретными информационными и алгоритмическими составляющими компетенции (условно говоря - "записал на тело").

Ещё одна особенность компетентной личности ─ способность разрешать неопределённости в области решения задач в рамках своей компетенции, однако в рамках данной статьи вопрос разрешения неопределённостей рассматриваться не будет (этот вопрос в частности затрагивается в статье "Компетентность и полная функция управления").

Таким образом, суть компетентностного подхода состоит в неразрывном единстве освоения, как теоретической, так и практической составляющей, способностей необходимых для достижения поставленных целей, в купе со-способностью разрешать неопределённости.

*   *   *
Для терминологического разделения, так же добавим, что "компетенцию", лишённую соответствующего настроения - соответствующей энерго-эмоционально-чувственной составляющей - можно условно назвать "квалификацией". Именно квалифицированные (не прочувствовавшие соответствующую информацию и алгоритмику) левополушарные кадры готовит современная система образования. Для того чтобы человек стал компетентным обоеполушарным целостным профессионалом, необходимо учитывать чувственную составляющую знания и алгоритмики.

Последние изменения 01.04.2017

2 комментария:

  1. Объясните смысл существования эзотерических учений не с социоцентричной позиции а с богоцентричной.
    Поясню на аналогии:
    Бог - родитель, люди - Его дети, обладающий информацией от Бога - старший из детей. В каком возрасте родитель даёт ребёнку половое воспитание? На каком уровне развития душе даётся возможность участвовать в "зачатии" нового мира? Другими словами почему не обо всём стоит рассказывать.
    коротко: http://www.youtube.com/watch?v=3Z8qJ5qzzGs
    подробнее: http://www.youtube.com/watch?v=KJddk8cgKuw
    На мой взгляд это ответ на вопрос. Если я не прав - поправьте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если мы правильно поняли ваш вопрос, то он заключается в следующем: какой интерес у Бога создавать тайные знания и учения?
      На наш взгляд, если Бог создал человечество для построения общества справедливости на Земле усилиями самих людей и с Божьей помощью, то с точки зрения Бога никаких тайных знаний быть не должно. И если бы Бог был озабочен тем чтобы люди узнав нечто не испортили процессы связанные с этим нечто, то Он пошёл бы не по пути герметизации знаний, а по пути повышения всеобщей дееспособности и развития системы адекватной подачи этих знаний таким образом, чтобы люди выходя на неё вносили свой положительный вклад в соответствующие процессы.

      Однако, мы видим, что тайные знания существуют и одна из причин их существования заключается в следующем..
      Есть Божий Промысел а есть Попущение Божье. В рамках попущения имеется возможность к угнетению и порабощению одних людей другими. Важнейшим инструментом порабощения во все времена была герметизация информации. Загерметизированная информация называется эзотерикой. Однако, т.к. потребность в информации у людей всё же есть, то им приходится давать какую-то, хоть и перевранную и искажённую много раз информацию - эта информация называется экзотерикой.
      Т.е. с точки зрения Бога, существование эзотерических и экзотерических знаний это результат нахождения людей в попущении Божьем, в котором они находятся в том числе для своего вразумления (обучение через "кнут") - хотя для Бога это безусловно аварийный режим развития общества.

      Т.к. вы упомянули про развитие душ, то заметим, что на наш взгляд никакого развития душ не существует. Душа "приходит" в этот мир, чтобы помочь развиться духу человека. А развивая себя, дух человека развивает тот фрагмент Ноосферы к которому он подключен. Задача привести нравственные стандарты Ноосферы к стандартам Божественной нравственности. Такое состояние Ноосферы будет выражаться в жизни общества как Богодержавие - общество справедливости. Душа чиста и непорочна, ей не нужно развиваться. А вот духу человека есть куда расти. Идея о развитии души в этом мире, это идея из эКзотерических учений и она создана библейской концептуальной властью специально для того, чтобы держать людей в попущении и сохранять толпо-"элитарную" систему общества.

      Удалить