четверг, 28 мая 2015 г.

Развитие системного мышления

Для повышения эффективности развития и социального взаимодействия, в данной статье рассмотрим, каким образом можно развить системное мышление сформировав у себя соответствующую компетенцию.

Введение

Компетентностный подход не возник из ниоткуда. Он существовал всегда. И будучи явлением объективным, хоть и не описанным, находил своё выражение в различных системах взглядов на жизнь. Хотя переход в новую информационную эру позволил осознать многие понятия, которые были веками скрыты в потаённых глубинах бессознательного, всё же и раньше суть компетентностного подхода, как явления, пытались выразить в строгой терминологии тем или иным образом.
Одним из подобных выражений сути компетентностного подхода, как явления, который можно встретить в культуре современного человечества, является в том числе системный анализ.


"... системный анализ намеренно объединяет теорию и практику, здравый смысл и абстрактную формализацию" (стр. 311 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. «Введение в системный анализ» изд. 1989 г.).
Т.е. в нашей терминологии - системный анализ объединяет знаниевый и умениевый подходы в компетентностный. Другими словами, системный анализ, это, кроме всего прочего, ещё и одна из попыток выразить компетентностный подход как явление жизни. При этом есть мнение, что сам
"Системный анализ — это наиболее последовательная реализация системного подхода к решению политических, социально-экономических, технических и др. проблем в различных сферах человеческой деятельности." (Голубков Е.П., "Системный анализ как методологическая основа принятия решений")
Т.е. в каком-то смысле можно считать системный анализ одним из инструментов системного подхода, которому посвящена данная статья. Анализ существующего системного подхода позволяет с т.з. компетентностного подхода выделить следующую личностную компетенцию - "Развитие системного мышления". И кратко и по сути, не претендуя на полноту изложения, освятим основные составляющие этой компетенции (знания, умения, вспомогательные компетенции), наличие которых необходимо для того чтобы быть компетентным в системном подходе. А кроме того, рассмотрим, что даёт системный подход для развития компетенций, с теоретической и практической стороны.

Развитие системного мышления

Существует множество обзоров системного подхода. Ознакомиться с ними можно в специальной литературе. Мы же, обобщённо, под системным подходом будем понимать подход к познанию объективной реальности, исходящий из того, что вся Вселенная является системой, элементами которой являются другие вложенные в неё системы с определёнными взаимосвязями

Знания

Освятим теоретическую, знаниевую составляющую компетенции "Развитие системного мышления". Знания необходимые для развития системного мышления:
  • Система - комплекс взаимодействующих элементов. Например, наше тело состоит из элементов - глаза, уши и т.д.
  • Надсистема - это система, которая содержит все элементы текущей системы и ещё дополнительные элементы. Скажем, система "комната" содержит элементы "мебель", "стены", "потолок", которые входят в систему "здание", которая дополнительно содержит элементы "входная дверь" и "лестницы".
  • Подсистема - система, которая является составной частью какой-то надсистемы.
  • Элемент системы - неделимая выделяемая субъективно часть системы. Например, элемент "лист" системы "дерево". Система становится элементом и наоборот, в зависимости от субъективно избранных целей наблюдателя.
  • Структура - совокупность элементов системы с их взаимосвязями, возникающими при их взаимодействии. Структуры могут быть в том числе виртуальными. Например, табуретка, элементы которой имеют механические связи между собой, это не виртуальная структура. А эгрегор, элементы которого имеют биополевые связи между собой (речь не о людях подключенных к эгрегору), это виртуальная структура.
  • Состояние - значение контрольных параметров системы относительно других значений тех же параметров. Например, значение контрольного параметра "скорость движения автомобиля" относительно нулевой скорости движения.
  • Функция - роль элемента в системе и работа, производимая им. Например, функция стрелок в часах - это показывать время.
  • Процесс - динамическое изменение состояния системы во времени. Например, строящийся дом.
  • Синергетический эффект - явление, возникающее от взаимодействия нескольких факторов, выражающееся в том, что суммарный эффект от совместного взаимодействия факторов не равен простой сумме эффектов, возникающих от каждого из этих факторов по отдельности. Т.е. 2 + 2 <> 4, но не равно 4. В случае когда 2 + 2 < 4 - это отрицательный синергетический эффект. В случае когда 2 + 2 > 4 - это положительный синергетический эффект. 
    В случае положительного синергетического эффекта, каждый отдельный элемент системы несёт в себе потенциальную возможность реализации того или иного фрагмента Матрицы с большой буквы, но проявиться и реализоваться эти фрагменты Матрицы с большой буквы могут только при совместном взаимодействии этих элементов. Например, у одного индивида есть гвозди, у другого - молоток, у третьего - доски. Но построить что-либо они смогут только сообща. Другой пример - это явление тандемного или политандемного принципа деятельности. В случае отрицательного синергетического эффекта, потенциальные возможности реализации элементом того или иного фрагмента Матрицы с большой буквы гасятся при взаимодействии с другими элементами. Например, два адекватных, каждый сам по себе в отдельности психически нормальных человека, иногда не способны войти в тандемный принцип деятельности и результат их совместного интеллектуального взаимодействия становится значительно ниже суммы эффектов от их интеллектуальной деятельности по отдельности.
    Знание явления синергии и её проявлений даёт не просто декларируемое, а глубокое понимание того, что необходимо не конкурировать с соратниками и пр. "партнёрами", а грамотно кооперироваться, на основе реализации каждым участником кооперации своих социальных задач, не пытаясь действовать в одиночку, как сыч, на основе врождённого или взращенного воспитанием неосознаваемого Я-центризма (в качестве образа можно посмотреть диалог матери и дочери из фильма "Красота по-американски", где мать рекомендует "полагаться только на себя": примерно с 68 минуты). Образный пример положительного и отрицательного синергетического эффекта, можно получить из мультфильма "Карандаш и ластик". Первая половина мультфильма - образ отрицательного синергетического эффекта. Вторая половина мультфильма - образ положительного синергетического эффекта.
  • Системный эффект (эмерджентность) — появление новых качеств у системы. Например, у помидоров, огурцов и подсолнечного масла есть свой вкус. Однако в результате приготовления салата мы получим новое качество — новый вкус. Знание о системном эффекте и его понимание, даёт стремление находить  и использовать эти новые качества систем для достижения своих и общих для всех целей. Например, в результате объединения знаний и умений в нужном настроении с опорой на другие компетенции мы получим новую компетенцию и новое качество - способность разрешать некоторый набор неопределённостей для решения нестандартных задач.
  • И пр. знаниевые компоненты компетенции "Развитие системного мышления".

Кратко описав знаниевую составляющую рассматриваемой компетенции, помимо всего прочего, можно сделать следующий вывод: любая компетенция может быть рассмотрена как система (см. рис. здесь), состоящая из элементов - знаний, умений, настроения, и связанная с другими системами - компетенциями, на которые она опирается и компетенциями, которые опираются на неё. Важно понимать, что компетенция (система) содержит в себе вложенные компетенции (подсистемы) и является частью каких-то объемлющих компетенций (надсистем). Например, компетенция "Приготовление сладостей" включает в себя компетенции "Приготовление пирожных" и "Изготовление конфет". В свою очередь "Приготовление сладостей" является частью компетенции "Приготовление пищи". Аналогичным образом компетенция "Веб-программирование" включает в себя компетенции "Веб-программирование клиентской части веб-приложений" и "Веб-программирование серверной части веб-приложений". При этом в свою очередь компетенция "Веб-программирование" является частью компетенции "Программирование".

Умения

Теперь рассмотрим некоторые элементы практической, умениевой составляющей компетенции "Развитие системного мышления":
  • Умение отслеживать наличие "белых пятен", т.е. определение того чего не хватает для достижения поставленных целей. Умение выявить и устранить эти "белые пятна", тем самым достигнув целей. Данное умение, кроме всего прочего, это следствие наличия компетенции "Формирование мозаичного мировоззрения". Примеры применения данного умения: определение какие составляющие компетенции отсутствуют при развитии; какие функции не выполняются при общественном объединении труда.
  • Умение отслеживать и выявлять дублирование элементов системы, используемые для достижения одной и той же цели. Такое умение позволяет повысить эффективность и снизить энергетические затраты выполняемых функций элементов, например при общественном объединении труда.
  • Умение выявлять и отслеживать управленчески значимую составляющую информации при достижении поставленных целей. Например, определение, какая информация полезна при собственном развитии либо в общественном объединении труда.  Это умение базируется на компетенции "Развитие методологического мышления".
  • Умение действовать регулярно, систематично, ритмично, не распыляясь при приобретении знаний, развитии умений и решении тех или иных поставленных задач. В большинстве случаев, без этого невозможен ни один устойчивый результат, что требует перестать быть "ветераном броуновского движения", т.е. не распылять силы на ерунду. Например, это бывает важным при выполнении своих функций в команде, при последовательном решении задачи, фрагменты которой распределёны по разным представителям команды. Наибольшую эффективность это умение даёт при освоенности личностью в том числе такой компетенции, как "Развитие процессного вИдения" и такого знания, как понимание сути синергии  и понимание пользы его него.
  • Умение действовать проактивно - т.е. не реагировать на обстоятельства по факту их свершения, работая со следствиями, а поиск причин возникновения явлений с последующим воздействием на эти причины. Такое умение возникает в том числе в следствии развитости компетенции "Развитие процессного вИдения".
  • Умение нацеливаться на взаимодействие - построение кооперации с другими людьми в рамках социально не напряжённой системы взаимоотношений. Это умение развивается в том числе при наличии знаний о синергетическом эффекте и эмерджентности.
  • Умение мыслить аналитически - т.е. способность "разбирать" систему на элементы, исследуя каждый из её элементов в отдельности.
  • Умение мыслить синтетически - т.е. способность "собирать" систему в целостность из различных элементов. Возможно при понимании, что всякий элемент принадлежит той или иной реальной или виртуальной структуре. Т.е. это умение видеть лес за деревьями. 
  • И различный прочий всевозможный набор умений (умение индуктивно и дедуктивно мыслить, умение абстрагировать и конкретизировать, умение формализовать и т.д.), необходимый для освоения компетенции "Развитие системного мышления".
Вследствие особенностей психики каждого, глубина развития тех или иных приведённых умений естественно будет индивидуальной.

Связанные компетенции

Для целостного и полноценного освоения компетенции "Развитие системного мышления", будут полезны в том числе и перечисленные ниже компетенции. Описание каждой из них требует отдельной, возможно и не одной статьи. Но в рамках данной статьи мы ограничимся лишь кратким перечислением с описанием:
  • Формирование мозаичного мировоззрения - восприятие фрагментов объективной реальности - Матрицы с большой буквы - через первичные обобщающие категории триединства материя-информация-мера. Эта компетенция в первую очередь  выражается в понимании того, что "все связано со всем" (Б. Коммонер). Владение этой компетенций позволяет: 
    • видеть взаимосвязи систем в виде иерархий (взаимовложенность надсистем, систем и подсистем, а также взаимообусловленность их влияния), как части Матрицы с большой буквы;
    • иметь целостность и адекватность восприятия объективной реальности;
    • понимать, что всему есть причина;
    • уменьшить количество "сюрпризов" вследствие обеспечения устойчивости по предсказуемости;
    • формировать Богоцентричное мировоззрение, т.к. глубокое понимание, связанности всего со всем в конечном счёте приводит к размышлениям о главном - центральном связующем звене всего со всем - с выходом на понимание центральной роли Творца во Вселенной.
  • Развитие методологического мышления - владение первым приоритетом обобщённых средств управления / оружия. Во многом является следствием предыдущей компетенции.
    Эта компетенция даёт единственно верное решение уравнений объективной реальности, исходя из понимания основополагающих принципов и устройства мироздания, которое даёт развитая компетенция "Формирование мозаичности мировоззрения". Из одного посыла можно выйти в другой, от одного факта перейти к другому. Это позволяет:
    • экономить собственную энергию и память;
    • меньшими усилиями получать больший результат, т.к. для возможности оперировать огромным числом различных следствий и фактов, становится достаточным понять и запомнить несколько причин и принципов: "Знание немногих принципов избавляет от необходимости знать многие факты" (А. Журба). Например, в одном из своих выступлений в г.Уфа, А. Вассерман приводил такой пример: для овладения тепло-физикой можно запомнить 10-15 коэффициентов уравнения и понять принцип, который несёт в себе это уравнение; либо выучить справочник в 500 страниц 10 шрифтом, который содержит в себе частные применения данного уравнения, полученные путём комбинации значений этих коэффициентов;
    • обрести основные инструменты познания - анализа (разбираем мозаику на части), синтеза (собираем мозаику), принципа аналогии (познание нового на основе уже существующего) и т.д.
  • Развитие процессного вИдения - мышление на основе понимания, что те или иные объекты, состояния и фрагменты Вселенной не статичны и изолированы, а развиваются и являются результатами проявления тех или иных процессов, развивающихся по различным законам во времени. Это позволяет:
    • адекватно воспринимать Вселенную, как процесс триединства, развивающийся в границах Матрицы с большой буквы по законам причины и следствия, и как следствие получение возможности найти причину произошедшего события (об этом же например, беседа Нео с Меровингером в фильме "Матрица 2", примерно с 53 минуты 30 секунды);
    • предвидеть дальнейшее развитие того или иного объективно существующего процесса, как в случае чьих-либо действий, так и в случае пускания процесса на самотёк - а это уже необходимое условие для вхождение в управление этим процессом;
    • развиться пониманию, что все процессы управляемы и, как результат дальнейших размышлений о том, что Вселенная - это процесс, возникает понимание того, что она тоже должна быть управляема неким наивысшим Управленцем. Тем самым начинается освоение трансцендентных компетенций;
    • проверять, некая информация правдива или содержит какие-то надуманные фрагменты, т. е. укладывается ли она в какой-то из объективно-существующих процессов во Вселенной. Таким образом происходит высвобождение из-под множества разводок, манипуляций, тоннельных сценариев.
  • И другие компетенции, так или иначе связанные с Развитием системного мышления.

Заключение

Вследствие эмерджентности (о ней говорилось в приведённой умениевой составляющей компетенции), применение перечисленных знаний, умений и вспомогательных компетенций позволяет разрешать возникающие неопределённости в компетенции "Развитие системного мышления". Например, такую неопределённость: какая система является надсистемой для текущей? Ответить на этот вопрос удаётся, в том числе вследствие знания о том, что такое надсистема по отношению к текущей системе и умению сопоставить элементы систем на предмет их тождественности между собой. А также разрешать различные другие неопределённости, связанные с рассмотрением возникающих задач через призму системного подхода в обозначенном в данной статье смысле.
Системный подход позволяет разрешать неопределённости и других компетенций, когда становится ясно, что не хватает каких-то знаний/умений. Например, цель - сварить вкусный суп, который почему всякий раз получается безвкусным. Неопределённость - как сделать суп вкуснее? Для разрешения этой неопределённости уже нужно привлекать специальные знания/умения. В данном случае поможет знание о том, что такое вкус, знание о влиянии определённых специй на вкус, и умение применить эти специи, например, просто бросить их в кипящую воду. Хотя этот бытовой пример может показаться примитивным, но он показывает, что системный подход позволяет выявить сам факт наличия неопределённости, "белых пятен". Или другой пример, возникает неопределённость: почему не запускается веб-приложение в операционной среде GNU/Linux? Разрешить его поможет знание о том, что веб-приложения запускаются из-под группы www-data и умение включить текущего пользователя в эту группу с помощью команды usermod.


    Как мы уже говорили во введении, компетентностный подход, как явление жизни, выражал себя в том числе в системном подходе к рассмотрению и решению тех или иных задач. Освоение же системного подхода с позиций компетентностного подхода - освоение компетенции "Развитие системного мышления". Рассмотренные знания, умения и вспомогательные компетенции позволяют начать её формирование для успешного саморазвития, решения возникающих задач и эффективного социального взаимодействия.

    2 комментария:

    1. Как на вашь взгляд соотносится системный анализ и ДОТУ?

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. ДОТУ может быть использована, как один из методов системного анализа, а сам системный анализ, как явление, это следствие мышления людей по полной функции.

        Удалить