пятница, 27 января 2017 г.

Принципы эффективного просвещения



Мы живём сейчас в удивительную эпоху высоких скоростей, и чтобы остаться на плаву, необходимо постоянно учиться, меняя свои стереотипы. Поэтому сейчас, как никогда, важна область, которую называют образованием. Существуют различные способы получения образования, важнейшим из которых является самообразование, когда личность самостоятельно просвещается и развивается, с разной степенью эффективности. В данной статье рассмотрим некоторые принципы эффективного самообразования.


Определимся в понятиях, начиная с термина "образование". Термин "образование" произошёл от слова образ, что подразумевает получение образов (не только визуальных), без лексической составляющей. И хотя сегодняшнее образование в большей степени нацелено на получение кодов (слов, формул, чисел и т.д.) с минимальным количеством всяких образов, само слово не отражает сути освоения знаний, в упрощённом виде которые можно представить как совокупность понятий, т.е. образов и лексики. Также следует учитывать, что сейчас мы живём в мире визуальных образов; личности предлагается потреблять готовые образы в виде картинок и фильмов, без осмысления; современное образование также движется к этому, превращая учителя в аниматора. Более адекватным, на наш взгляд, является расширение данного термина и использование вместо него термина "просвещение", вкладывая в него более широкий смысл: процесс формирования новых и пересмотра существующих знаний, в виде совокупности понятий с дальнейшим применением и проверкой сформированных понятий на практике, т.е. формирование умений в нужном настроении, включая в себя понятия об объективно добронравных стандартах поведения. Правильно ведь говорится: "учение свет, а не учение - тьма". Т.е. просвещение позволяет освещать светом знания тьму невежества и безысходности, для дальнейшего движения к обществу справедливости. Под понятием в дальнейшем мы будем подразумевать взаимное соответствие, в психике, между неким кодом (лексическим термином, графическим знаком и т.д.) и соответствующим ему настроением (в том числе выраженным набором визуальных, аудиальных, тактильных, вкусовых, обонятельных, двигательных и пр. ощущений). Под термином же мы будем иметь ввиду слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах некой области знаний.

Просвещение может протекать по-разному, однако хотелось бы сделать этот процесс более эффективным, но как? Ведь можно просвещаться годами, изучая английский язык, но так и не достигнуть желаемого результата, а можно научиться говорить без словаря за полгода.

Критерием эффективности просвещения является затрачиваемое время, а также качество полученного результата - соответствует результат ожиданиям либо же нет. Как достичь желаемого меньшими усилиями не в ущерб качеству, об этом и пойдёт речь в данной статье. Важно рассматривать просвещение как процесс управления, с пониманием того, что управлять можно только тем, что возможно измерить, иначе получится хаотическое броуновское движение, где на несколько километров мельтешения молекул получается несколько миллиметров продвижения вперёд, с исчезающе малым КПД. Одним из способов метрологического обеспечения просвещения как процесса управления является использование компетенций, с помощью которых можно измерить эффективность протекания процесса просвещения.
Поэтому можно сказать, что первым принципом эффективного просвещения является следующий: любое эффективное просвещение есть процесс формирования компетенций.

ВП СССР в одной из своих работ (ДОТУ, издание 2003) пишет:
"Поэтому необходимость передачи навыков может требовать создания в обществе новых систем кодирования информации и соответствующего им понятийного аппарата, но о-свое-ние всего этого, даже созданного другими, — работа, которую может сделать только каждый осваивающий сам лично, поскольку систему образных представлений о Жизни в целом и каждом из её явлений, включая и абстракции науки, каждый человек должен вырабатывать в себе сам".
Если в данной цитате заменить слово "навык" на термин "компетенция", то получится рассматриваемый в данном блоге компетентностный подход.
Перед тем как перейти к следующим принципам, посмотрим, как люди организовывают сам процесс просвещения и как просвещаются.

Как просвещаются люди?

Т.к. мы управляемся бессознательной областью нашей психики (вопрос об использовании воли оставим пока в умолчаниях), для эффективного процесса просвещения, область знаний и умений, в которой просвещается личность, должна соответствовать реальным бессознательным целям этой личности. Т.к. именно бессознательные цели обеспечивают внутреннюю потребность в освоении тех или иных знаний и умений. Можно сколько угодно фантазировать о чём-то, придумывать, накачивать радужные пузыри путём разного рода аффермаций, но если эти фантазии не соответствуют целям, выставленным в бессознательном (при условии, что выставляемые цели объективно не противоречат никаким закономерностям жизни: т.е. в закономерностях объективной реальности существуют причинно-следственные цепочки, которые позволяют этих целей достичь), то этим фантазиям не дано осуществиться. Так например в романе братьев Стругацких "Пикник на обочине" в отгороженной и охраняемой территории, которую называли "зона", существовала прелюбопытная комната желаний, отличавшаяся свойством исполнять желания. При всей своей заманчивости эта комната не привлекала толп желающих. Жил да был один из сталкеров, прозванный дикобразом; всем своим существом дикобраз хотел, чтобы его брат-калека выздоровел; всё, что он делал, он делал для своего брата, трудился в поте лица, зарабатывая хлеб насущный. И вот он решился пойти в эту комнату. Пройдя многочисленные препятствия, он загадал заветное желание. И что же получилось? Возвратясь домой, он обнаружил прелестный домик, окружённый свежей зеленью сада, а в укромном уголке сада - могилка его брата-калеки.

Точно так же потребность к развитию тех либо иных компетенций должна быть продиктована не фантазиями, а объективным вектором целей, находящимся в области бессознательного. Если же потребностей к обучению в реальном векторе целей нет, то в целом, при соблюдении определённых условий, потенциально имеется возможность волевым порядком внести корректировку в вектор целей. Это общий принцип, но каждый реализует его по-разному.


Приведём несколько примеров того, как разные ситуации позволяют прописать желаемую цель в бессознательной области психики. По сути своей эти примеры связаны с сознательной самомотивацией, позволяющей войти в определённое настроение для прописывания целей в бессознательном. Например, если не получается заставить себя делать что-то, чему надо научиться, то можно взять это дело на заказ с соответствующими обязательствами, степенью ответственности и т.д. Так в студенческие годы, некоторые студенты иногда берут на заказ чужие курсовые и расчётные работы. В результате обучаясь на заданиях других, такой студент начинает глубоко разбираться в предмете и свою работу сдаёт на отлично. Это практически можно сказать мотивация к обучению по "бразильской системе".

Так же известно, что вдохновение от личности - один из источников целеполагания для бессознательного человека (подробное рассмотрение источников целеполагания выходит за рамки данной статьи). Поэтому можно вдохновиться чьим-то результатом труда тем самым прописав соответствующую цель в бессознательном. Например, у некоторых людей прослушав игру приведённую ниже может возникнуть желание научиться играть на рояле.
(Ссылка на исходное видео тут)

Для большинства людей, обучение - это самый трудозатратный процесс, но при этом это один из самых больших источников радости для любого человека. В древности греки говорили, что ученик - это не пустой сосуд, который нужно наполнить до краёв знаниями, а факел, который нужно зажечь и поддерживать его в этом состоянии. В данном случае под метафорой "горения" мы видим приносящую радость творческую самореализацию.

И лишить ученика этой радости (например, путём существующих приёмов педагогики) непросто, но существующей сейчас системе образования, в первую очередь западных направлений, это удаётся, либо путём того, что сам предмет подаётся очень скучно и тем лицом, которое некомпетентно в данных вопросах, либо из-за того, что преподавание из труда превращается в свою противоположность, в шоу, где учитель постепенно превращается в фасилитатора, а затем и вообще в разновидность клоуна-аниматора.

У каждой личности, потребность к просвещению в какой-то определённой области знаний и умений прописана в бессознательном и связана с её социальной ролью. В рамках данной статьи мы не будем анализировать этот момент. Скажем лишь кратко, что социальная роль создаёт врождённую предрасположенность и как следствие стремление к изучению и освоению определённых знаний и умений.

Однако, носителем какой-бы социальной роли личность не являлась, в пределе, любое обучение, это развитие тех либо иных компетенций, и может быть описано в терминах той методики, которую мы сейчас рассмотрим. Если же возникает какой-то пробел в заполнении того или иного пункта методики, значит, строго говоря, происходит развитие не компетенции а чего-то другого.
Сказав о некоторых мотивациях к просвещению, перейдём непосредственно к рассмотрению методики формирования компетенции.

Краткое описание обобщённой методики эффективного развития компетенций

Рассмотрим второй принцип эффективного просвещения: чтобы организовать эффективный процесс просвещения, нужно для каждой выявленной компетенции пройти основные шаги обобщённой методики эффективного развития компетенций. Эта методика является универсальной, применимой для любой компетенции, инвариантной по отношению к любой социальной роли, вследствие определения компетенции, которым мы руководствуемся в рамках данного блога. Итак, сами шаги:
  1. Сформулировать, какую компетенцию мы формируем/развиваем
  2. Войти в соответствующее настроение
  3. В соответствующем настроении превращать информацию в знание
  4. В соответствующем настроении превращать алгоритмику в умения, на основе знаний
  5. В процессе решения поставленной задачи, разрешать неопределённости, которые есть как в условиях решения задачи, которую необходимо решить для формирования компетенции, так и в путях её решения
  6. Получить результат решения задачи 

Все шаги всегда присутствуют, иначе компетенция не сложится в некий алгоритм решения задачи. Другое дело, что приведённые выше шаги могут детализироваться. Если рассмотреть немного глубже, то есть два похода к применению данной методики формирования компетенций, "сверху-вниз" и "снизу-вверх".
Подход "сверху-вниз" - дедуктивный подход - выражается в том, что компетенция считывается в нужном настроении с Матрицы с большой буквы (МСББ) целиком, в виде большого облака неопределённостей, и затем формализуется в виде некоего алгоритма действий, где на каждом этапе формализации прописываются необходимые знания и умения.
В подходе "снизу-вверх" - индуктивный подход - наоборот, мы знаем, что нужно получить и как, и набираем информацию в нужном настроении, и нарабатываем умения на основе знаний.

Рассмотрим некоторые психофизиологические аспекты формирования компетенции.



Рис. - Разновидности адаптационных реакций

На рисунке выше представлены разновидности адаптационных реакций (Состояние души. Беседы о педагогике как науке о путях реализации функциональных возможностей мозга. / Б.И. Вершинин, Л.Е. Попов, С.Н. Постников, М.И. Слободской, 2011, стр. 82) как следствие закона индивидуального развития Аршавского:
  1. реакция адаптации,
  2. реакция тренировки,
  3. реакция активации,
  4. стресс.

Он означает, что в зависимости от величины воздействия (более тёмные прямоугольники под осью абсцисс) формируется различный отклик (более светлые прямоугольники над осью абсцисс). 1 и 4 реакции являются негативными, 2 и 3 - положительными. Соответственно, если величина воздействия ниже порогового значения, то никакой реакции нет. Если величина слишком большая - то отклик также неадекватен, происходит угасание отклика, нарастают негативные последствия, может развиться болезнь.
Обучение происходит только при 2 и 3 реакциях. В чём разница между 2-й и 3-й реакцией? 2 реакция происходит под воздействием внешней мотивации или стимуляции, например, просьба жены, которую не хочется выполнять, или боязнь получить плохую оценку. Т.е. из-под палки. Внутренней мотивации нет. Такого рода реакции в основном лежат в основе и знаниевого, и уменивых походах к просвещению. Отличие 3 реакции активации в том, что в ней преобладает внутренняя мотивация, просыпаются творчество, интеллект, воля. В этом состоянии личность и формирует компетенцию, т.к. она уже начинает получать результаты, будучи вдохновлённой компетентным учителем, “режиссёром интеллектуальной деятельности учащегося”, либо другой личностью. В таком состоянии запускается устойчивый на достаточно протяжённых интервалах времени процесс управления, который позволяет решить довольно сложную задачу, завершить этот процесс управления с приемлемым значением вектора ошибки и получить нужный результат.

С точки зрения биотоков в мозгу, который является жидкокристаллической приёмо-передающей антенной, существует несколько типов волн, отличающиеся кроме всего прочего частотой колебаний, доминирование которых приводит к тому либо иному состоянию:
  • гамма-волны, 35-40 Гц, пиковые нагрузки;
  • бета-волны, 20-30 Гц, активная напряжённая деятельность, характеризуется преимущественно инстинктивным поведением "бей-беги";
  • альфа-волны, 8-13 Гц, бодрствование, но натяжённое, а не расслабленное;
  • тета-волны, 4-8 Гц, медитативное состояние;
  • дельта-состояние, 1-4 Гц, глубокий сон.
Диапазон частот 8-13 Гц в наибольшей степени подходит для формирования компетенций, т.е. соответствует нужному настроению. Есть предположение, что реакция активации также сопровождается доминированием альфа-волн.
По большому счёту, формирование компетенции можно уподобить созданию класса в объектно-ориентированном подходе. Компетенция - это класс, компетентность какой-то личности - с одной стороны объект класса, а с другой стороны способность создавать объекты класса по мере необходимости, знания - поля класса, умения - методы класса. Также у компетенции есть основной метод, который можно назвать "использовать()", который содержит в себе реализацию алгоритма, необходимую, чтобы использовать компетенцию для решения какой-то задачи. Например, формализуем компетенцию Программирование в виде упрощённого псевдокода, где { означает начало блока, а } - конец блока:

class Программирование {
  • поля класса (знания):
    • цикл, алгоритм, переменная, компилятор, ...;
  • методы класса (умения):
    • формализовать_задачу(задача) { ... }
    • написать_код(цикл, алгоритм, переменная) { ...}
    • запустить_код(компилятор) { ... }
    • использовать(задача) {
      • алгоритм = формализовать_задачу(задача);
      • написать_код(цикл, алгоритм, переменная);
      • если (задача.неопределённости) { разрешение_неопределённости(задача.неопределённости));
    • }
}
компетентность_васи_в_программировании = вася.освоить(new Программирование());

Рассмотрение данной формализации в виде псевдокода позволяет понять, в первую очередь для людей, сведущих в ИТ, некоторые взаимосвязи между знаниями (понятиями), умениями (навыками), компетенцией и компетентностью. Например, можно понять, что в общем случае умения базируются на знаниях. В частных случаях это не обязательно так: ребёнок умеет сосать грудь, без особых знаний.

Например, по версии журнала "Rolling Stone" в списке 100 лучших рок-гитаристов всех времён есть и Ричи Блэкмор. Он попал в этот список не потому, что он самый скоростной. Скоростных гитаристов много: например гитаристы группы "Slayer". Скорость — это ещё не компетенция, это просто степень развития навыка. Но Ричи Блэкмор лучше всего способен импровизировать, придумывать и исполнять различные соло для обыгрывания ритмов и мелодий, что означает компетентность.

Компетенции - более стойкие по отношению к "эрозийному" воздействию времени, чем умения либо же знания по отдельности. Компетенция даёт клей для них, и личность может быстрее восстановить владение компетенцией, чем владение знаниями либо умениями по отдельности, т.к. у знаний не хватает части, связанной с практическим их применением, а у умений не хватает части, связанной с теоретическим их объяснением; легче же воспроизвести в памяти то, что целостно и логически взаимосвязано.

В процессе эффективного просвещения сначала идёт интенсивная часть обучения, мы должны вникнуть в тему, разрешить основные неопределённости, чтобы получить результат, чтобы начало получаться. После этого уже начинается экстенсивная часть, когда мы можем творить. Например, интенсивная часть "обучаюсь, как вообще сготовить борщ". Получил первичные стереотипы, теперь можно применять творчество в том числе на базе того что уже знаешь - пробовать разные специи, температурные режимы и т.д.

Это как-будто лезешь по скале развития. Процесс подъёма - это интенсивный, более сложный этап, однако снаружи кажется, что много усилий, а результат небольшой. После того, как залез на очередной уступ, где можно разместиться, начинается экстенсивный этап, когда небольшое количество усилий приводит к внешне большим результатам. Скажем, интенсивно научился верстать сайт из дизайн-макета. И дальше уже можно творить - верстать разные сайты уже гораздо быстрее, в том числе на базе имеющихся "шаблонов" в психике.
В 1969 году проводились любопытные педагогические исследования учёным по имени Эдгар Дейл, который выявил некоторые аспекты эффективности просвещения. В процессе исследований он пришёл к выводу, что на одном полюсе эффективности находятся слушание лекций и чтения материалов по предмету (наименее эффективный способ), на другом - обучение других и использовать изученный материал в своей жизни (наиболее эффективный способ). Данные полюса изображены на конусе обучения:

Рис. - Конус обучения

Этот конус не нужно трактовать в том смысле, что не нужно читать вообще либо же прослушивать какие-то обучающие материалы. Данный конус является ещё одним обоснованием из жизни, что для более эффективного просвещения необходимо нацеливать его на формирование компетенций, т.е. получение знаний и применения их на практике, в нужном настроении. Но для начала необходимо понять, что же мы собственно говоря формируем.

Шаг 0. Формулируем компетенцию

То, с чего необходимо начать - это понять, что давит нам на психику, какое желание к просвещению идёт из бессознательного. Можно и самому волевым порядком выставлять себе цель сначала в области сознания, и затем уже менять цели на уровне бессознательного. Важным аспектом этого является правильная лексическая формулировка компетенции, которую мы формируем, в виде отглагольного существительного. Формулировка компетенции - это описание делания чего-либо, т.к. компетенция всегда суть процесс, которым мы управляем для достижения необходимого результата. Типичными ошибками в формулировках компетенций являются:
  • Компетенция как цель. Например, приготовить борщ. Правильно - приготовление борща.
  • Компетенция как профессия. Например, маляр-штукатур. Правильнее расписать, что именно нужно развить. Например, покраска верхних этажей высотных зданий. Стоит отметить, что профессия на сегодняшний день является анахронизмом, но обоснование этого требует отдельной статьи.
  • Компетенция как знания либо умения (в том числе отдельные навыки). Например, знание photoshop, умение вести переговоры, навык эффективных продаж. Компетенция включает в себя знания и умения но не выражается только одним из них.
  • Компетенция как достижение. Например, организовал благотворительный концерт. Правильнее показать, в рамках применения какой компетенции достигнут этот результат. 
  • И прочие ошибки связанные с неадекватным формулированием компетенции.
    Итак, очередной принцип эффективного просвещения: формулировать компетенции в виде отглагольных существительных.
    После того, как мы нашли "дверь" в виде компетенции, в неё надо войти, а для этого необходимо войти в нужное настроение. Важность настроения сложно переоценить. В вопросе описания ощущения облитого грязью человека, что лучше вы запомните: прочитав, как кого-то облили грязью, увидев, как кого-то облили грязью либо если вас обольют грязью? Думаю, для большинства ответ очевиден, и объяснение здесь в наличии особой разновидности настроения ─ энерго-эмоционально-чувственного состояния, сопровождающего каждое из перечисленных выше действий.

    Шаг 1. Вхождение в настроение

    Многие слишком упрощённо понимают настроение, как наличие либо отсутствие сил что-либо делать. "Ты почему такой грустный? Я не в настроении сегодня", "у меня нет настроения". Иногда настроению придают эмоциональную окраску, например, "у меня плохое настроение". Однако же такое определение настроение не даёт возможность его использовать. Может ли вообще не быть настроения? Нет, настроение всегда присутствует.

    Под настроением понимается следующее. Настроение - качественная характеристика психики личности, проявляющаяся в области бессознательного, как настрой психики на деятельность в данной конкретной ситуации, а в области сознания, как самочувствие - набор осознаваемых ощущений сопровождающих данный настрой. Подробное раскрытие данной формулировки см. статью "Настроение и психопрактики"

    Важность настроения для просвещения показал ещё И.П. Павлов, о чём указывал, в частности В. Ф. Базарный: если в мозг подавать не мотивируемую в чувствах (эмоциях) информацию, т. е. подавать ее «вне интереса», то в коре головного мозга оформляются центры заглушения и отторжения такой информации (Базарный, стр. 13-14 "Дитя человеческое").

    Чтобы не было такого отторжения, необходимо формировать эмоциональный фон, адекватный процессу освоения нового. Например, прежде чем начать осваивать новое, сначала можно тем или иным способом войти в контакт с процессами связанными с данной областью: пообщаться с носителем соответствующей компетенции, посмотреть обзорные видео на данную тему, послушать аудио или почитать статью. Всё это, кроме всего прочего, обеспечит подключку к определённым эгрегориально-ноосферным циклам связанным с информацией и алгоритмикой данной области. Так же такая подключка может быть результатом определённых настроев, аутотренинга и других психопрактик (о психопрактиках подробнее см. статью "Настроение и психопрактики"). В этом случае мозг, как жидкокристаллическая антенна, настраивается на определённые колебания, соответствующие необходимому эгрегориально-ноосферному циклу (подробное рассмотрение таких циклов выходит за рамки данной статьи; здесь же кратко отметим, что эгрегориально-ноосферный цикл ─ биополевой информационно-алгоритмический цикл, замкнутый через ядро личности и осуществляющий управление им). Например, можно заметить, что сразу после пробуждения мы ещё помним что-то из сна, т.к. пребываем в соответствующем настроении. И нам кажется, что так будет всегда, мы будем помнить его весь день. Однако проходит буквально немного времени, и мы уже не можем многое вспомнить, если не всё. Также возможно кто-то примечал, что если сразу после пробуждения попробовать вспомнить вчерашний сон, то это вполне может удасться, также по причинам схожести настроения, т.е. наш мозг настроен именно таким образом, чтобы воспринимать информацию, которая поступала в него во время сна, а как известно, рукописи не горят, и информация никуда не девается, её можно извлечь всегда, было бы нужное настроение (и ещё ряд параметров, например, объективная нравственность, рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи).
    В психике, если исходить из её структуры для создания настроения управление идёт с уровня разума, выставляющего цели для следующего уровня психики, для ума. В этом случае, если думаешь что-то, значит, можно сказать, что в каком-то виде уже начинаешь делать, т.е. моделировать происходящие события в своём внутреннем мире, в психике. На втором уровне целеполагания, т.е. на уровне окружающей среды и социальных эгрегоров, погружая ум в нужную среду, мы получаем соответствующее настроение. Чтобы развивать соответствующую компетенцию, нужно погружать свой ум в ту сферу деятельности, цели из которой мы хотим загрузить в свою психику.
    По настоящему войти можно только в то настроение, которое соответствует предназначению, исходя в т.ч. из заложенных типов интеллекта, социальной роли и социальных задач, что подразумевает развитие трансцендентной компетенции самоосознание.

    Рассмотрим основные способы, как можно получить нужное настроение:
    • Приобрести непосредственный практический опыт (попробовать "мёд");
    • Приобрести подобный практический опыт (по принципу отождествления подобного, когда например, чтобы узнать каков "мёд" на вкус, пробуешь не сам "мёд" а подобное ему, например "сахар", а потом просто отождествляешь вкус "сахара" с вкусом "мёда" с определённой поправкой в уме);
    • Осуществить глубокое общение с людьми, имеющими такой опыт (т.е. общение с глубокой верой этим людям; это позволяет на некоторое время почувствовать вкус "мёда", слушая их рассказы о "мёде", в том числе на полевом уровне); 
    • Считать опыт других людей с коллективного безсознательного;
    • Получить внушения от различных личностей (в том числе полевых);
    • Моделировать ситуацию развитым правым полушарием; 
    • Путём совершения определённого мистического ритуала, как в фильме Матрица, в эпизоде с вертолётом, что описано в частности в Махабхарате; 
    • Получить с помощью Интуиции от ИНВОУ напрямую.
    Для того, чтобы управлять чем-то, необходимо выявить и отслеживать контрольные параметры. Для формирования компетенции необходимо отслеживать контрольные параметры настроения. Что является контрольными параметрами вхождения в настроение? Если упростить ответ на этот вопрос, то можно выделить следующие параметры:
    1. На что обращено внимание. Внимание - функция психики личности, позволяющая ей из множества информационных потоков выделять управленчески значимые (зависят от целей) и выводить их на уровень сознания. Например, при создании сайта, на что обращено внимание? Если идёт процесс создания дизайна сайта, внимание обращено на форму, цвет, расположение элементов и т.д.; если протекает процесс наполнения содержимым, то внимание обращено на стилистику текста, наличие орфографических ошибок и т.д.
    2. Цели с высокими приоритетами в бессознательных областях психики, связанные с необходимостью совершения соответствующей компетенции деятельности. Выставление нужных целей в бессознательном происходит путём чтения статей, вдохновения от личностей, волевым порядком и другими похожими способами. Например, при создании сайта это может быть цель - "создать красивый сайт". Ежели личность ощущает утомлённость от какой-либо деятельности, нежелание и лень, то цели прыгают, "вроде бы хочу что-то постичь, но при этом хочу отдохнуть, анекдотики почитать".
    3. Эмоции, чувства, ощущения. Эмоции - плотно упакованная информация, которая выходит из бессознательного в область сознания. Эмоции могут быть экстравертные, т.е. направленные наружу личности, необходимые например для развития компетенции "публичные выступления". Либо же интравертные, т.е. направленные внутрь личности, необходимые например для развития компетенции "создание сайта". Существуют другие способы классификации: положительные/отрицательные, по локализации ощущений, приятные/неприятные, сильные/слабые (интенсивность), зашумлённость (чистота). При вхождении в нужное настроение необходимо запомнить ощущение, эмоции, чувства, когда получилось выполнить какую-то деятельность. И в дальнейшем пытаться вопроизвести это состояние путём воспроизведения нужных эмоций, ощущений, чувств. В первый раз набор "эмоции/ощущения/чувства", связанный с адекватным состоянием в русле какой-то деятельности, даётся как милость Свыше, как идеальный режим функционирования психики, чтобы понять, что наша психика это может; потом это состояние пропадает, и уже наша задача труда над собой - пробовать воспроизвести его в себе. Подробнее можно посмотреть этот вопрос здесь.
    4. Мотив - для чего нам достигать цели, выставленной в бессознательном, как это соотносится с нашими ценностями, в том числе зависящими от типов интеллекта и т.д. Например, цель - создать красивый сайт. Мотив - зачем? Чтобы им было приятно пользоваться людям, у них создавался созидательный эмоциональный фон. Правильный мотив позволяет дать "зелёный свет" бессознательному на совершение нужных действий, получение достаточного количества энергии, мотивацию для деятельности, и т.д. А в случае соответствия мотива этическим нормам иерархически объемлющих систем, человеку будет гарантирована поддержка его деятельности с уровня этих объемлющих систем.
    5. И другие параметры.
    Описанное выше, можно рассмотреть на примере вхождения в настроение для развития компетенции вождение легкового автомобиля.


    Теперь рассмотрим формирование компетенции с точки зрения взаимосвязи процессов формирования компетенции с МСББ. Начнём с более поверхностного рассмотрения.

    Пусть некоторая личность, Федя, находится в неком условном настоящем (что такое настоящее - вопрос отдельный), с текущим уровнем развития, которое можно описать набором компетенций, а также отдельных знаний и умений. Это вектор текущего состояния, текущее положение в матрице возможных состояний. Также у нас есть некоторый результат, описанный в виде вектора целей, который личность Федя хочет получить, т.е. потенциальное состояние в матрице возможных состояний. В данном случае речь идёт о результате, который ещё никогда не был достигнут личностью, т.е. является уникальным и содержит элемент неопределённости, а также по умолчанию будем считать, что он является связанным с положительным развитием. Сопутствующий процесс управления, направленный на достижение поставленных целей, в данном случае является нетривиальным. Например, Федя хочет научиться играть на гитаре. Пока же он способен играть только на чьих-то нервах. Попадание в желаемое состояние в будущем, является разрешением неопределённостей с достижением нужного результата, или просто достижением, т.е. приведением вектора текущего состояния к вектору целей с приемлемым уровнем отклонений по вектору ошибки, в идеале равном нулю. Этот результат психически проявляется как желание и характеризуется вектором целей, который прописан в бессознательном Феди. Т.е. Федя в состоянии когда и хочется, есть желание, но пока ещё и колется, т.к. есть элемент неопределённости который нужно разрешать.. Но "надо Федя, надо"; предположим, желание перевешивает негативное восприятие неопределённости. Поэтому возникает вопрос, как достичь желаемого состояния? Траекторию достижения желаемого состояния можно описать в виде компетенции, которую необходимо сформировать. Данной траектории в матрице соответствует настроение, пребывая в котором, Федя попадёт в нужное состояние. Настроение "даёт" энергию для движения вперёд, однако если смотреть через призму триединого устройства всего сущего "материя-информация-мера", то для достижения результата необходима ещё информационная составляющая, т.е. знания, и мерная составляющая, т.е. умения. Потенциальная траектория в матрице возможных состояний является компетенцией, когда же её проходит личность, то она становится компетентностью самой личности, т.е. освоенной компетенцией, видоизменённой своеобразным и уникальным влиянием этой личности.

    Возвращаясь к нашей методике, ещё раз резюмируем, чтобы получить результат, надо применить либо развить какую-то компетенцию. Для этого необходимо войти в нужное настроение, как-будто войти в дверь одного из возможных путей в матрице возможных состояний. Затем пребывая в этом настроении, получать информацию и трансформировать её в знания, в виде набора взаимосвязанных понятий. Далее в этом же настроении тренировать алгоритмику, используя сформированные знания, превращая эту алгоритмику в умения. Траектория в матрице не является линейной, поэтому возможны ветвления, которые являются неопределённостями, и для выбора нужной ветки требуется разрешение неопределённостей. В конце концов происходит достижение нужного результата, после брожения по ветвистым и таинственным коридорам матрицы возможных состояний. Отсюда понятно, что настроение сопровождает любое движение по матрице возможных состояний, т.к. при движении всегда есть цель, пусть даже неосознаваемая, есть эмоции, внимание. Т.е. выражение "у меня нет настроения" не соответствует действительности. Настроения может не быть для какой-то деятельности, которую необходимо выполнять здесь и сейчас, например, готовить себя к экзамену по разведению пиявок; но это значит, только то, что настроение есть для другой деятельности, например, поесть или поспать. Поэтому для формирования любой компетенции необходимо соответствующее настроение; однако разумеется само понятие настроения гораздо шире и применяется не только при формировании компетенций.

    Для вхождения в настроение необходимо выставить вектор целей в своём бессознательном (п. 2.1 трёхэтапного представления полной функции управления, ПФУ), который соответствует желаемому результату (т.е. устранению фактора из п. 1 ПФУ) ─ определённому состоянию в матрице возможных состояний. Далее внимание позволяет нам извлекать только ту информацию и алгоритмику из бессознательного, которая нужна (п. 2.2 трёхэтапного представления ПФУ), т.к. внимание зависит от выставленных целей. Т.е. для поддержания настроения необходимо концентрироваться на нужных целях, не позволяя им измениться. В процессе движения по матрице из бессознательного в область сознания будет всплывать плотно упакованная информация в виде эмоций, которая нужна для выполнения контроля и наблюдения за процессом управления (п. 2.4 трёхэтапного представления ПФУ).

    Если углубить рассмотрение, то в процессе просвещения нужно формировать несколько настроений. Одно - для формирования компетенции, второе  - для использования компетенции; формирование знаний в процессе освоения информации требует своего настроения, формирование умений в процессе освоения алгоритмики - своего. Например, если мы формируем компетенцию "Вождение автомобиля", то мы проходим две ветки матрицы параллельно, одну - перемещаем авто из точки А в точку Б, другое - перемещаем свою психику из состояния, где мы ещё не компетентны, в состояние, где мы становимся компетентными. Т.к. в процессе обучения проявляется множество неопределённостей, то все ресурсы психики заняты именно экспериментированием, поиском, и здесь главное не закрепощаться, боясь ошибиться. Однако, когда уже компетенция сформирована, а все неопределённости разрешены, то компетенция превращается в умение, и ресурсы психики освобождаются для её использования и разрешения новых неопределённостей, которые будут возникать при её использовании, с дальнейшим обучением чему-то новому. Например, мы столкнулись с какой-то неопределённостью, и должны затем получить дополнительную информацию для осмысления (новый дорожный знак например) и потренировать умение(я), для того, чтобы стать ещё более компетентным в вождении автомобиля. Для использования уже существующей компетенции так же нужен особый тип настроения. Это похоже на написание статьи, сначала в черновике (где психика настроена в первую очередь на набор материала и его упорядочивание, а не на грамотность изложения и стиль подачи), затем - в чистовике (где психика настроена на оформление уже набранного и упорядоченного материала в соответствии с выбранными стилем и грамматическими правилами и нормами того языка на котором пишется статья).

    Итак, очередной принцип эффективного просвещения звучит так: для формирования компетенции необходимо войти в нужное настроение.

    Теперь мы знаем, что такое настроение, далее нам необходимо получать требуемую информацию и преобразовывать её в знание.

    Шаг 2. Преобразование информации в знание

    Для лучшего понимания данного раздела рассмотрим следующую цитату:
    «Знание не есть просто информация. Самая распространенная ошибка, которую делают современные люди, заключается в том, что они путают эти два понятия: знание и информация. Знание – это нечто, что позволяет нам действовать в этом мире и при этом действовать правильно, в отличие от невежества, к которому сводится, собственно, информация. Люди, встающие на духовный путь, очень часто совершают ту же самую ошибку, потому что они думают, что обретение духовного знания означает обретение некой суммы информации. Тогда как на самом деле знание – это способность действовать правильно при любых обстоятельствах в правильном настроении".
    То, что мы получаем извне, является лишь субъективным считыванием объективной информации, некой "мёртвой" субстанции, которую мы можем механически отрефлексировать (отразить) в нашу психику, и в дальнейшем "оживить" с помощью нужного настроения, превратив в знание.
    В рамках данной статьи под знаниями мы подразумеваем набор понятий, т.е. взаимо-однозначное соответствие кода и соответствующего настроения. Важно отметить, что простое памятование полученной информации не является знанием. Хотя любая памятная информация сопровождается определённым настроением, знанием эта информация становится лишь тогда, когда в психике личности возникает однозначное соответствие между данным информационным модулем и адекватным настроением, оптимально соответствующим данной информации.

    Для формирования понятий и знаний необходимо развивать системное мышление, формируя мозаичное мировоззрение. Это можно делать различными способами, например, путём формирования онтологий не в философском, а в ИТшном смысле, в виде определений, которые базируются на других понятиях.

    Для того, чтобы сформировать понятия, необходимо получать лексику, т.е. читать (слушать), и далее формировать образы (настроение), т.е. в своём внутреннем мире рисовать, музицировать, ощущать. В том числе можно помогать своей психике рисунками на бумаге, движениями тела, произнесением звуков и т.д. Например, для схематизации, вы можете рисовать диаграммы Венна, UML-диаграммы, чтобы показать взаимосвязь между понятиями, проводить какие-то аналогии. Авторы данной статьи освоили Достаточно общую теорию управления, используя именно этот подход: лексика описанная в ДОТУ была "обёрнута" в вырабатываемые по ходу чтения и после чтения образные представления (совокупность разнородных ощущений).

    Нежелательно двигаться дальше, если у вас не возникло хоть какого-то образа (настроения) для какой-то лексической конструкции, т.к. в психике останется пробел, который всё равно нужно будет заполнить.
    Возможен и обратный процесс, когда первично приходят какие-то образы, ощущения, и тогда можно попробовать облечь их в слова, что подчас является немного более сложным, но не менее важным и адекватным в плане развития системы понятий. Оба подхода (от лексики к настроению и от настроения к лексике) в плане выработки адекватных представлений о жизни, являются адекватными, если применяются целесообразно обстоятельствам согласуясь с положением: практика критерий истины. Эти подходы нельзя противопоставлять друг другу, т.к. не всё в жизни мы можем непосредственно воспринять, чтобы создавать понятия только на интуитивно-чувственной основе (кто видел атом водорода? или способ добывания пищи австралийского утконоса?) и не всё мы можем понять только на основе чтения и основания готовых текстов без изначального живого восприятия с изучаемым явлением (дополнительно о важности интуитивно-чувственного основания образования см. работу ВП СССР "О системе образования", стр. 68).

    Чтобы получать информацию, необходимо читать каждый день, хотя бы 5-7 страниц, ориентируясь на "маяки", например, товарищ Сталин читал около 300 страниц в день. Здесь может помочь развитие личностной компетенции "Скорочтение", которая может помочь увеличить скорость чтения с 600 символов в минуту в среднем до 1800 и более.
    Читая, важно находить литературу по нужной тематике, статьи, блоги, формировать библиотеку из книг, однако следует помнить один из принципов методологии, что "нет абсолютно правдивого и абсолютно лживого источника информации". Можно получать информацию, посещая вебинары, открытые лекции, общаясь с людьми, получая и анализирую интуитивную информацию.

    "... знания, не рожденные опытом, — как сказал один мудрец (и он совершенно прав), — бесплодны и полны ошибок" (Базарный, Дитя человеческое, стр. 240). Можно сказать в нашей терминологии, что информация, полученная не в нужном настроении, а также та, которая хоть в каком-то виде не применяются в дальнейшем на практике ─ является бесплодной и потенциально несёт в себе множество ошибок. А даже если такая информация получена в нужном настроении, то не применение её в составе хоть какой-то компетенции в настоящем или в будущем, является признаком потери времени в пустую. Если просвещение не учитывает данного факта, то можно сказать, что «Такие действия преподавателей, на мой взгляд, называются топтанием на месте, работой двигателя на холостом ходу». Под действиями подразумевается требование механического заучивания и повторения за преподавателем. Далее «Ход этот дискредитирует саму идею обучения, лишает студентов возможности проявлять собственную инициативу, находчивость, тормозит развитие их личностных качеств. Студенты работают, не нагружая свое мышление, и в результате находятся на самой низшей из пяти ступеней знаний, известных еще со времён Платона, — механическое усвоение за счет налегания на память. Но ведь есть еще и вторая, и третья, и четвертая, и пятая, соответствующие мышлению, осмысленному пониманию, внутреннему пониманию и, наконец, полному пониманию». Здесь хорошо показаны этапы освоения знания и превращения информации в понятия. Если пойти немного дальше, то можно рассмотреть ещё одну классификацию уровней усвоения знаний:
    •     уровень различения (или распознавания) предмета;
    •     уровень его запоминания;
    •     уровень понимания;
    •     уровень применения (этот уровень возможен только если знание включается в компетенцию).
    Полностью же знание раскрывается в виде полного понимания, только в рамках компетенции.

    В одной из философских повестей Вольтера "Мемнон или Благоразумие людское" хорошо показан, что информация — ещё не знание. А знание — ещё не компетенция. Мемнон, главный герой, что-то себе вообразил, как не поддаваться влиянию женщин, но начал питать иллюзию, что помогает женщине из-за её печали.

    Януш Корчак говорил, что «Знание — это не только книга, даже не только голова, но и рука. Уважай руку с её орудием труда и уважай знание, которое дают тебе жизнь и собственная мысль. Задача книги облегчить, ускорить познание жизни, а не заменить его».

    Всё выше сказанное позволяет нам сформулировать ещё один принцип эффективного просвещения: делал, что знаю; по сути - важно ещё и реализовать знание на практике, т.е. формировать умения.

    Шаг 3. Преобразование алгоритмики в умения

    «Когда мышцы дремлют, мозги прокисают», — отмечал И.П. Павлов (1949). Многие питают иллюзию, что они могут много прочитать, но не применять этого на практике, не тренировать своего тела, не формировать умения. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», говорил Александр Минц, изобретатель синхрофазатрона.

    Необходимо переводить по возможности всё, что узнал, в практику. Можете проверить себя, какой процент того, что вы знаете, вы используете на практике? И хотя бы какой процент того, что вы знаете, вы можете потенциально применить на практике? Проделав это упражнение, вы получите один из критериев эффективности вашего просвещения длиной в жизнь, и возможно будете несколько удивлены; у большинства людей этот процент весьма и весьма небольшой.

    Если посмотреть чуть глубже, важно также получать не только сами знания, но и алгоритмику, преобразовывая её в умения, используя необходимое настроение. Алгоритмика - это некая мерная объективная составляющая, которую мы можем механически отобразить в свою психику, вследствие наличия механизмов прямого и обратного отображения из окружающий действительности в нашу психику и из нашей психики в окружающую действительность в рамках триединого устройства нашей Вселенной. При этом, мы можем "оживить" эту алгоритмику путём вхождения в нужное настроение, тем самым сформировав умение.

    Умение (так же навык) - это стереотип действия. Его описание формальными средствами (например блок схемами, или другими диаграммами, или даже просто текстом: делай раз, делай два) и представляет собой алгоритм действия или алгоритмику. Этот стереотип действия в каком-то виде записан в психике, тоже какими-то формальными средствами психики: т.е. записан в виде алгоритма или алгоритмики. Эта формальная запись при воспроизведении проявляется как навык или умение сопровождающееся каким-то настроением. Если проводить параллели между умениями и знаниями, где знание это подобине умения, а информация - это подобие алгоритмики. То, если личность реализует алгоритмику в адекватном для данной алгоритмики настроении, то такое проявление алгоритмики аналогично проявлению знания у личности. Если личность реализует алгоритмику в неадекватном для данной алгоритмики настроении, то такое проявление алгоритмики аналогично проявлению информации у личности.
    Запись алгоритмики в психику может идти через видовое наследование алгоритмов (то что называют инстинктом), через привитие культурных алгоритмов, через сознательное наглядно-действенное формирование умения, через получение знания (т.е. через освоение алгоритма выраженного системой понятий), через внедрение в психику биополевых эгрегориально-ноосферных циклов, через Интуицию и мн. др.

    Чтобы формировать умения, необходимо их тренировать. Один из вариантов тренировки - вначале набор по примеру, вручную того, что является новым, а затем уже по памяти регулярно повторяя то, что запомнил. Необходимо постоянно регулярно осмысленно практиковаться; чтобы стать профессионалом в своём деле, нужно накопить опыт примерно в 10000 часов:
    "Профессионалы, напротив, каждый год играли все больше и больше, и к двадцати годам каждый из них имел в багаже по 10 000 часов упражнений".

    С точки зрения компетентностного подхода, все умения должны базироваться на понимании, на чёткой и стройной теории, т.к. теория без практики смешна, а практика без теории - опасна.
    Распространённые "танцы с бубном", принятые в сфере ИТ, как раз-таки пример применения умений без знаний.

    Рис. - Основной инструмент системного администратора

    Многие признаются, что просвещаются в основном методом "научного" тыка, т.е. методом при котором нет заранее более или менее предсказуемого результата действия, т.к. нет желания пытаться выстроить целостную мозаику знания объясняющую причинно-следственные связи изучаемого явления. Вот ещё один пример, когда применяется умениевый подход, а не компетентностный. "Мозги" включать не хочется (т.е. пытаться найти объяснение), поэтому использование лишь умений малоэффективно, хотя какой-то результат есть, но в следующий раз всё делается по стереотипу умения, как привык, а в силу действия Закона Времени ситуации могут часто меняться, и только знания дают возможность адекватно связывать умения между собой, и формировать новые умения. Таким образом можно сформулировать очередной принцип эффективного просвещения: знаю что делал.

    В заключение данного раздела рассмотрим ещё один вопрос. Мы живём в эпоху информационных технологий, которые позволяют организовывать просвещение дистанционно. Однако почему дистанционного образования иногда бывает недостаточно? Важнее профессиональных компетенций - личностные компетенции, которые ээффективнее всего вырабатываются при личном присутствии, взаимодействии биополей между собой. Также если идёт групповое дистанционное обучение, а тем более запись какого-то занятия, то есть вероятность того, что большинство неопределённостей не будет снято. А самое важное и зачастую сложное в процессе просвещения и применения изученного — это неопределённости, которые возникают в процессе формирования компетенций. Притом зачастую они могут быть помимо групповых (неопределённости, неясные статистическому большинству) - индивидуальными (неопределённости, непонятные только кому-то одному вследствие его уникальной предыстории и свойственными только ему особенностями структуры психики).
    Например, рассматривая приготовление вегетарианских пицц, для того, кто впервые знакомится с вегетарианскими блюдами, может возникнуть непонимание, а возможно ли использование какого-то другого наполнителя, кроме сыра? А для того, кто давно знаком с вегетарианством и давно готовит вегетарианские блюда, может возникнуть непонимание, а есть ли возможность готовить вегетарианскую пиццу без термообработки.

    Так же, к примеру, для новичка изучающего архитектурный шаблон MVC для создания сайтов, и создания моделей в частности, возникает неопределённость: могут ли быть модели без таблиц? А для бывалого программиста активно пользующегося MVC такого вопроса и такой неопределённости не возникает.
    В разрешении неопределённостей и раскрытии умолчаний и состоит основная сложность при формировании компетенции.

    Шаг 4. Разрешение неопределённостей

    Неопределённость — это отсутствие либо недостаток информации о чём-либо. В данном случае недостаток либо отсутствие знаний об условиях задачи, которую нужно решить либо о путях преобразования возникшей ситуации. Можно сказать и по-другому.
    Неопределённость ─ это негативная ситуация, которая не позволяет двигаться дальше по пути получения удовлетворительного результата и которая требует принятия какого-то решения в условиях неполноты информации. Давление неопределённости на психику формирует в последней вопрос о путях и способах устранения этой неопределённости. Поэтому, для описания неопределённости, удобнее всего представлять неопределённость в виде вопроса. Например, "почему приготовляемая вегетарианская пицца подгорает?".

    Рассмотрим классификацию неопределённостей связанных с просвещением:
    1. Неясность взаимосвязи между непосредственно управляемыми и контрольными параметрами нашего процесса просвещения, если рассматривать его как процесс управления.
    2. Сравнение понятий между собой, чем одно отличается от другого.
    3. Что-то непонятно в условиях задачи, чаще всего термин либо набор терминов, например, разработать CRUD статей, непонятно слово CRUD.
    4. Что-то не получается в процессе решения, возникают различные нештатные ситуации.

    Рис. - Нештатная ситуация 

    Неопределённости скрыты в 20% принципа Парето, на которое тратится 80% времени. Образно говоря, неопределённости — это грабли, на которые можно наступить, подводные камни, на которые может напороться и затонуть корабль нашей психики, движимый парусами интеллекта. У многих могут возникать иллюзии в лёгкости освоения какой-то компетенции, т.к. они бродили в той области, где находятся 80% пути, который можно пройти по матрице за 20% времени, чтобы сформировать вожделенную компетенцию. Однако пока ещё не встретилась твёрдая порода гранита науки, те самые 20% пути, на которые придётся потратить 80% времени. Это также связано с понятиями чистовой и черновой матриц. Что это такое - вопрос особый, здесь же укажем, что черновая матрица - это путь достижения поставленной цели в матрице возможных состояний по решению необходимого класса задач, когда ещё непонятны все очертания алгоритма решения, и неопределённости не разрешены. Чистовая матрица - эта путь достижения поставленной цели в матрице возможных состояний по решению необходимого класса задач, когда уже понятны все очертания алгоритма решения, и все неопределённости разрешены.
    Одна из причин появления неопределённостей - это следствие принципа дополнительности информации. Любой информации сопутствуют умолчания. Например, мы читаем, чтобы установить такое-то приложение, например, git, нужно запустить в консоли GNU/Linux команду $ apt-get install git . Это предложению сопутствуют как минимум 2 умолчания. Первое - знак $ не нужно печатать, он обозначает то, что данный текст является командой, которую нужно вводить в консоль. Также второе - данную команду нужно предварять командой sudo, чтобы она выполнялась с правами суперпользователя. Более простой пример из жизни: необходимость написать статью несёт в себе кучу умолчаний по разрешению неопределённостей в тонкостях применения орфографических, пунктуационных, стилистических и прочих правил на языке написания статьи.

    Раскрывать такого рода умолчания и разрешать неопределённости можно различными путями: самостоятельное изучение вопроса; обращение к личности владеющей необходимыми компетенциями; интуитивное предчувствование сути; применение чувства меры; и т.д.

    Разрешение неопределённостей - это процесс, в результате которого мы понимаем, что именно вызвало данную негативную ситуацию, которая не позволяет нам двигаться дальше для получения нужного результата, и необходимым воздействием мы устраняем данную ситуацию. Т.е. продолжая аналогию с вопросом - находим ответ на вопрос.

    Основное, что нужно делать при разрешении неопределённостей - это понять, что же произошло, а затем выстроить цепочки причинно-следственных связей, от ситуации, в которой возникла неопределённость, до первопричины. Воздействуя на первопричину, мы решаем проблему. Например, при запуске сайта мы получаем ошибку 500. "Почему мы получаем эту ошибку?". Мы знаем, что подобного рода ошибки возникают из-за наличия файла .htaccess и ошибки в нём. Например, прописано RewriteEngine On, а модуль rewrite не подключен. Подключаем модуль rewrite, и устраняем ошибку. Или другой пример (для тех кто ещё ест варёную еду): при приготовлении овощного рагу, овощи полностью теряют форму ещё задолго до того, как стать готовыми к употреблению. Посоветовавшись по данному вопросу, было выяснено, что причиной этому является соль, добавление которой осуществлялось в самом начале процесса поджарки овощей и вызывала осмотические процессы вытягивания жидкости из них. В результате этого, овощи в буквальном смысле вяли раньше, нежели получали необходимую термическую обработку. В последующих готовках рагу соль добавлялась в самом конце, либо вообще не добавлялась в блюдо, в результате чего указанная проблема была решена.

    Для разрешения неопределённостей необходимо изучать, как устроен процесс, которым мы управляем; если что неясно - задавать вопросы и находить на них ответы. В этом поможет в том числе использование компетенции "Применение логического мышления", в частности применение методов исследования причинной связи явлений (метод сходства, метод различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений).

    Для разрешения неопределённостей необходимо обладать личностной компетенцией «Методология познания» (что это такое и как её развить - вопрос отдельного цикла статей; желающие пока могу ознакомиться с циклом лекций по ссылке в папке "Методология познания"), которая помогает порождать новое знание (новое хотя бы для себя). А после этого пополнять свою базу знаний, т. е. список выработанных знаний в рамках данной компетенции.

    Мы уже пониманием, что при формировании знаний важно соблюдать принцип "знаю, что делал", умений — "делал, что знаю"; неопределённости же - это нештатные ситуации, возникающие при формировании компетенции в процессе просвещения, а также при использовании компетенции. С т.з. компетентностного подхода  способность разрешать неопределённости отличает нас от животных. Остальное, что есть у Homo Sapiens, у животных в каком-то виде есть, например, настроение (животное находится в состоянии мир либо в состоянии война), навыки целесообразного поведения (добыча еды, самооборона) и т.д.

    Возможность разрешения неопределённостей есть у каждой личности, но в современной культуре очень часто она не реализована для решения задач в русле программы максимум своего предназначения.
    Рассмотрим способы разрешения неопределённостей. В самом общем виде необходимо сводить неопределённость к вопросу, в чём поможет личностная компетенция "Применение диалектического мышления" и понимание принципа "искать правильный вопрос". Это большая тема, здесь же рассмотрим кратко некоторые аспекты:
    Следует знать, что правильно заданный вопрос - это более 80% его решения. Отсюда ещё один принцип эффективного просвещения: разрешайте неопределённости путём сведения проблемы к задаче в виде цепочки вопросов.
    • Чтобы сформулировать правильный вопрос, как минимум, необходимо, чтобы ответ на этот вопрос соответствовал системе ценностей личности, был ей интересен. 
    • Следует понимать, что ответ на вопрос - это максимум (100%-80%)=20% новой информации, но это в крайних случаях (озарения, гениальности), в реальности же гораздо меньше (порядка 1-5%). Поэтому не нужно ждать быстрых результатов, следует двигаться небольшими шагами вперёд, сформулировав конкретный вопрос. А для этого нужно уже иметь минимум ~80%-95% знаний и умений по теме, по которой мы хотим получить новую информацию.
    • Обычно ожидания от ответа такие, что я приложу мало усилий и получу много информации. Однако это - признак наличия "вируса" интеллектуального иждивенчества. В реальности по-другому, мы используем ~80%-95% знаний, чтобы получить ~5%-20% новой информации. Некоторые могут опустить руки, мол, как же этот так, столько усилий, и такой КПД (около 5%-25%). Но ведь это совершенно новая информация для нас, шаг в неизведанное! Должно быть благодарным за полученный ответ, за эту новую информацию, искренне внутренне благодарным. И тогда цепочка ответов не прервётся, а выстроится в процесс каждодневного процесса познания.
    Правильный вопросы мы сформулировали, что дальше? Необходимо концентрироваться на сформулированном вопросе. Тем самым происходит загрузка в бессознательные уровни психики запроса на получение ответа. Ведь задач у психики огромное множество. С какой стати ей переключаться на поиск ответа на наш последний вопрос. Должны быть веские мотивы у бессознательного, чтобы она повысила приоритетность заданного вопроса. Одним из таких мотивов является сознательная сконцентрированность на вопросе. По сути своей концетрация на вопросе и получение ответа на него - это одно и тоже. При этом перед заданием вопроса можно попробовать сознательно ответить на него, с целью ещё более конкретизировать вопрос и сузив пространство возможных ответов. Но с этим нужно быть осторожным, т.к. сознательный ответ может увести в сторону, неверно обозначив область ответов. Это похоже на то, как мы в ручную указываем диски для поиска файлов в операционной системе. С одной стороны, мы сокращаем время поиска, если правильно указали диск. С другой стороны - мы рискуем вообще не найти нужный файлов, заведомо зная что он есть в компьютере. Однако в любом случае, любые всплывающие в области сознания мысли связанные с данным вопросом, необходимо фиксировать либо в "уме", либо на бумаге, уделяя им должное внимание как долгожданным гостям. 

    Каким образом загрузить команду в бессознательное? Существуют различные способы, приведём некоторые из них, однако каждый может  найти свои.

    Записав правильный вопрос, который непонятен, лексически его сформулировав, можно повесить себе напоминалку на рабочий стол на ноутбуке/планшете, на стенку вконтакте или на реальную стенку. Если неопределённость сложная, можно сформулировать её в виде цепочки вопросов, тем самым снимая неопределённость того, что именно нужно искать и каких знаний не хватает для нахождения ответа. В первую очередь думать только об этом вопросе, иногда без суеты переключаясь на текущие дела, но возвращаться к нему снова, пока не будет получен ответ.

    Можно использовать различные трекеры, например, Redmine, чтобы видеть уже разрешённые неопределённости (найденные ответы), потом переходить к следующим.

    Помогает способ - сводить неопределённости (незадачу) к определённости, уже известной задаче. Например, хотим приготовить пирожок с начинкой, но представления, как это делать, у нас нет. Получив знания об этом, проясняется, что пирожок - это тесто, а изделия из теста мы уже делали. Остаётся научиться добавить начинку. Например, нужно написать функцию, которая вычисляет произведение входных параметров. Однако, на данном этапе решения нам не ясно, каким образом одна функция может принимать разное число аргументов. При этом мы умеем получать произведение элементов массива. Ищём, существуют ли функции, принимающие массив входных параметров. Получаем новое знание, что существует функция с переменным числом аргументов, она действительно принимает массив входных параметров. Т.о. мы сводим данную задачу, имеющую неопределённость в путях решения "каким образом одна функция может принимать разное число аргументов которые необходимо перемножить?" к уже известной нам - "как найти произведение элементов массива?". 
    Так же, наглядно способ сведения задачи к предыдущей демонстрирует анекдот:
    "Задача I
    Пусть у нас есть пустой чайник, кран с водой, спички, газовая конфорка. Перед физиком и математиком ставят задачу вскипятить воду.
    Что делает физик: 1. Наливает воду в чайник. 2. Зажигает конфорку. 3. Ставит чайник на огонь.
    Что делает математик: 1. Наливает воду в чайник. 2. Зажигает конфорку. 3. Ставит чайник на огонь.
    Модифицируем Задачу I в Задачу II.
    У нас уже есть чайник, наполненный водой и зажженная конфорка. Цель та же: вскипятить воду.
    Что делает физик: 1. Ставит чайник на огонь.
    Что делает математик: 1. Выключает огонь. 2. Выливает воду из чайника. 3. Сводит задачу к предыдущей."
    Т.к. ресурсы нашей области сознания ограничены, разбивайте задачу на подзадачи, в виде инструкции. Сначала психика трудится в состоянии упорядочения задачи, применяя творческий подход к разрешению неопределённостей. А затем - в режиме выполнения. Это позволяет не распылять внимание и избежать излишних негативных эмоций возникающих от давления на психику.


    Также для разрешения неопределённостей необходимо использование базовой личностной компетенции "Развитие чувства меры" и трансцендентной компетенции "Развитие Различения и осознанной чувствительности".

    Чтобы не потерять мысль в процессе разрешения неопределённостей и задания вопросов, т.к. это иерархический процесс, вложенность которого может превысить 7+/-2 порядков, можно использовать карты памяти, выстраивая дерево мышления (в качестве примера, см. рисунок):

    Рис. Карта памяти

    Можно проводить эксперименты, т.е. создать экспериментальный полигон, в котором можно пробовать подавать на вход какие-то значения и фиксировать результаты, пытаясь их объяснить. Например, пытаясь сварить борщ с разными ингридиентами, меняя различную длительность варки, пытаясь ответить на вопрос, почему он получается в одном случае одного вкуса, в другом случае другого.

    Разрешение неопределённостей позволяет получать результат.

    Шаг 5. Достижение результата

    Этот шаг с одной стороны является вроде как само собой выполняемым. Но с другой стороны, для его достижения необходимо очень постараться. Для некоторых типов интеллекта (какие они бывают, как это связано с социальными ролями - вопрос отдельных статей) само собой разумеется, что необходимо доводить дело до конца, однако и многие другие нацелены на результат, и могут в себе развить необходимую компетенцию.

    Для получения результата необходимо применять также волевые усилия, когда уже хочется всё бросить, но есть понимание, что нужно доделать до конца. Именно здесь проверяется искренность человека. Искренность означает две вещи: 1 - делать по максимуму всё от тебя зависящее; 2 - продолжать делать даже тогда, когда нет никаких подтверждений что дело которые ты делаешь правильное.

    Принцип "Практика - критерий истины" никто не отменял. Истина же всегда конкретна. В чём конкретика истины при освоении компетенций? Освоена она либо же нет. Лишь по результату можно оценить, насколько произошло освоение компетенции, "по плодам узнаете их". Соответственно, ещё один принцип эффективного просвещения: доводите процесс освоения и использования компетенции до законченного результата. Полученный результат можно объяснить; он является самым главным критерием освоенности компетенции.
    Важно решить, в какой момент остановиться, т.к. есть психические состояния, когда существует недовольство любым результатом. Как говаривал один профессор, "при написании диссертации важнее всего поставить точку". Когда нужно остановиться? Это вопрос, требующий для ответа на него описания конкретики ситуации, но в целом можно сказать, что критериями остановки являются:
    • внутреннее ощущение завершённости;
    • освоение знаний, которое входят в рамки компетенции;
    • освоение умений, которые входят в рамки компетенции;
    • разрешение хотя бы одной неопределённости;
    • так же бывает полезен компетентный взгляд со стороны, о том, что дело сделано достаточно хорошо и можно его больше не "шлифовать".
      Методики достижения результатов - вопрос отдельной статьи, связанной в первую очередь с личностной компетенцией "Управление временем". Заметим, что данный термин является общепринятым, но не адекватным жизни, т.к. время является субъективным понятием. Более корректно вместо "Управление временем" употреблять "Управление жизненными процессами" (если перевести на английский, то time management лучше заменить на life management). Приведём лишь краткие рекомендации, которые базируются на матрице называемой матрицей "срочности-важности":
      1. Сначала развиваем хотя бы основу компетенции "Развитие самоосознания", чтобы понимать, в чём для нас важно развиваться, а в чём - нет.
      2. Затем - хотя бы основы компетенции "Развитие чувства меры". Объективно можно воспринять, есть в объективной Матрице предопределённости бытия устойчивые траектории того процесса, который мы хотим реализовывать, для этого необходимо чувство меры.
      3. Далее нам поможет личностная компетенция "Развитие процессного вИдения", чтобы хотя бы как-то ощущать процессы, динамику бытия, в т.ч. которые являются основой ощущения субъективной категории времени. Процесс - это непрерывная смена состояний, нужно научиться видеть, как изменятся состояния в будущем и как они менялись в прошлом.
      4. В процессе следует различать такие разнокачественности, как важность дела и срочность дела, которые зачастую мы бессознательно отождествляем. На этом построены многие манипуляции, когда пытаются торопить, повышая срочность, и вследствие равенства с важностью вроде как повышается и приоритет данной задачи.
      5. Далее необходимо произвести избавление от шумов "не важные/не срочные" задачи.
      6. Затем произвести избавление от манипуляций, когда кто-то пытается повесить вам "обезьяну" на шею (категория "не важные/срочные задачи").
      7. Затем избавиться от возможных проблем в будущем, путём выхода на решение задач "важные/не срочные", заранее, проактивно.
      8. И в конце концов максимально заниматься решением важных и не срочных задач, выбирая путь знаний (развития компетенций), а не путь страданий ("гром не грянет, мужик не перекрестится"), постепенно выходя на решение своих социальных задач.
      Получение результата есть волевой акт, таким образом формируется некоторое достижение, которое нужно где-то зафиксировать. Как минимум, в своей памяти, либо же используя специализированные сервисы, например, профпорт или resumeup. Таким образом формируя своё портфолио, хотя бы для себя, т.к. мы часто не помним всего, чем занимались.

      Заключение

      Итак, подведём итоги, перечислив рассмотренные выше принципы, которые помогут нам организовать процесс эффективного просвещения, что весьма важно нам, жителям новой информационной эры:
      1. "Любое эффективное просвещение есть процесс формирования компетенций"
      2. "Чтобы организовать эффективный процесс просвещения, нужно для каждой выявленной компетенции пройти основные шаги обобщённой методики эффективного развития компетенций - сформулировать компетенцию, войти в нужное настроение, преобразовывать информацию в знания, преобразовывать алгоритмику в умения, разрешать неопределённости, получать результат".
      3. "Формулировать компетенции в виде отглагольных существительных"
      4. "Для формирования компетенции необходимо войти в нужное настроение"
      5. "Делал, что знаю"
      6. "Знаю, что делал"
      7. "Разрешайте неопределённости путём сведения проблемы к задаче в виде цепочки вопросов"
      8. "Доводите процесс освоения и использования компетенции до законченного результата"

      Приложение

      Рассмотрим пример описания компетенции.

      Формулировка: 
      “Приготовление постного борща”

      Знания:

      Борщ - разновидность супа, который состоит из свёклы, томата, лука, картошки, морковки и пр. ингридиентов.
      Суп - жидкое съедобное блюдо, состоящее из различных ингредиентов, применяемых в принятой культуре питания.
      Морковь - корнеплодное растение, съедобной частью которой является корневище.
      Картошка - съедобная часть многолетнего клубенистого паслёнового растения.
      Томат - съедобная ягода травинистого растения семейства паслёновых.
      Лук репчатый - корневая часть расстения рода Лук семейства Луковые
      Свёкла столовая - корнеплодное расстение со специфическим красным соком.
      И пр.

      Рис. - Борщ

      Умения:
      1. Сварить бульон.
      2. Сделать зажарку.
      3. Вымыть и почистить свёклу, морковь и лук.
      4. Свёклу натереть на крупной тёрке, а морковь — на средней.
      5. Лук нарезать кубиками.
      6. Налить подсолнечное масло на сковороду, включить средний огонь.
      7. Сначала жарить лук и морковь (5 минут), затем добавить свёклу.
      8. Свёклу посыпать лимонной кислотой или сбрызнуть соком свежего лимона (связанное с этим знание о том, что благодаря этому борщ будет по-настоящему красным).
      9. Жарить овощи ещё 5 минут. После этого добавить томатную пасту, перемешать и оставить на газу ещё на 5–7 минут.
      10. Собрать борщ.

      Настроение: 

      Связь с желаемой целью:
      Памятование о вкусе борща. Приготовить вкусный борщ. Вкусный - слегка подсоленный, все овощи готовы и отдали свой сок в бульон.

      Мотивация (для чего я достигаю цель):
      Покормить семью, чтобы у них были силы для дальнейших созидательных действий.

      На чём концентрироваться при освоении/использовании компетенции:
      Готовность картошки, вкус супа, густота супа, прожаренность лука, достаточность приправ, достаточность соли и т.д.

      Описание эмоционального/физического/энергетического состояния через аналогию:
      В процессе приготовления, состояние воодушевления, как перед чем-то очень значимым в жизни.
      Творческое вдохновение при смешивании ингридиентов и добавлении новых составляющих, которых до этого не было в рецепте.
      Чувственная аналогия мотивации: ты встретил толпу голодных людей, которые смиренно просят поесть, и у тебя есть возможность их накормить.
      Мантра для адекватной настройки:
      ИНВОУ своей милостью позволяет мне приготовить борщ, чтобы накормить людей, который получается вкусный и полезный.

      Неопределённости (вопросы, которые возникнут при освоении компетенции):
      Какие борщи бывают? Постный, мясной, с фасолью, рыбой, и т.д.
      Нужно ли варить свёклу? Нет.
      Какие ещё ингредиенты допускается добавлять? Лавровый лист, чеснок и т.д.?
      Как определить необходимое количество соли "на глаз", если приготовляемый объём не соответсвует привычному или объёму указанному в рецепте? Применять чувство меры.
      И пр.

      Результат: 

      Вкусный сваренный борщ.

      Последняя редакция 27.01.2017

      Комментариев нет:

      Отправить комментарий