четверг, 2 марта 2017 г.

Про кругозор

*   *   *
Мы уже публиковали статью о важности применения адекватной терминологии, на примере классификации труда, приводимой ВП СССР. Поэтому мы не будем повторно приводить некоторые общие положения связанные с важностью применения адекватной жизни терминологии. Всё эти приводившиеся общие положения являются актуальными и для текущей статьи, в которой так же, помимо всего прочего, речь пойдёт об адекватном применении терминов. Ознакомиться с этими общими положениями можно пройдя по приведённой выше ссылке, либо найдя среди статей этого блога статью под названием "Два вида труда".
* * *
Во-второй редакции работы "Разрешение проблем национальных взаимоотношений в русле Концепции общественной безопасности (О ликвидации системы эксплуатации «человека человеком» во многонациональном обществе)", ВП СССР многократно ссылается на необходимость расширения кругозора у личностей, составляющих общество, для высококачественного решения разнородных жизненных задач и минимизации либо полного устранения всевозможных негативных побочных эффектов, которые могут возникнуть в процессе разрешения этих задач (все выделения по тексту наши):
"«В отечественных учебных программах нет и обязательного для изучения перечня литературы, которую студенты обязаны прочитать помимо учебников, что необходимо для расширения их кругозора и формирования собственного представления о том, что писали основоположники и классики тех или иных направлений развития науки, техники, иных сфер деятельности, а так же — участники и современники тех или иных событий.» стр. 38

«(...) постсоветскому режиму и либерально-буржуазно ориентированным идиотам из рядов «либерально обеспокоенной общественности» только и остаётся, что обвинять во всех нынешних бедах советское прошлое и порочить его, прежде всего, — перед теми поколениями, которые не имеют собственных впечатлений от жизни в СССР; а для успеха этой затеи необходимо целенаправленно нравственно растлевать молодёжь, чтобы кругозор подрастающих поколений сводился к горлышку пивной или водочной бутылки и близким по диаметру специфическим частям тела человека. Телевидение и школа в общем-то успешно решают эту задачу при молчаливо поощрительном отношении к этому режима.» стр. 86

«О концептуальной же власти в марксизме вообще вопрос не вставал, а образование большинства населения и широта кругозора была недостаточной для того, чтобы быть глобально-концептуально властными по факту — без какого-либо теоретического обоснования.» стр. 122

«Вклад простонародья в развитие очередной катастрофы культуры в прошлом состоял в его безучастности к общегосударственным делам. Отчасти это было обусловлено историческими обстоятельствами — занятостью простонародья в хозяйственной деятельности, не оставлявшей времени и сил для расширения кругозора (...)» стр. 207

«Поэтому главная опасность господства в «менталитете» общества узкого профессионализма носит характер общесоциальный. Не обладая широтой кругозора, узкий специалист, даже если он высокой профессионал и благонамеренный человек, представляет собой тем большую угрозу для окружающих и потомков, чем более высок он в своём профессионализме и изолирован в нём. Причина в том, что его вполне благонамеренная узкоспециализированная деятельность, может порождать множество следствий за её пределами — сопутствующих эффектов. Но все эти следствия — сопутствующие эффекты — в силу узости его кругозора (вне зависимости от его специализации — «гуманитарной» либо естественнонаучной, технической или медицинской) для него неведомы и непредсказуемы, хотя среди них могут быть запредельно вредные, способные уничтожить даже глобальную цивилизацию. Положение усугубляется, если и в иных сферах деятельности массово работают такие же узкие профессионалы и верхогляды, не способные к выявлению и решению проблем, затрагивающих несколько областей профессиональной специализации. И ещё большую опасность это всё представляет в условиях подчинённости жизни общества принципу достижения наивысшей коммерческой эффективности всеми частными видами деятельности, который сам является одним из выражений узости кругозора и примитивности миропонимания всех, кто ему следует: от мелкого барыги-бомжа до респектабельных владельцев и топ-менеджеров банков и ТНК.
   Именно поэтому профессиональная деятельность в сфере социального управления на основе какой бы то ни было узкой специализации (даже если в ней были достигнуты неоспоримые успехи в прошлом) при отсутствии широты кругозора (включающего в себя как гуманитарную, так и естественнонаучную, в том числе биологическую, и техническую составляющие), при отсутствии мозаичности миропонимания, позволяющей подняться над частными (и тем более — над частными финансовыми) интересами, обречена на заведомую неадекватность.
   Соответственно для управленцев и претендентов на управленческие должности «лишних знаний не бывает». И при этом они ещё обязаны отличать знания от «информационного мусора», т.е. обязаны отличать сигнал, несущий управленчески необходимую информацию, от фона шумов и адресно направляемых помех. Но эта задача не решается при атеистическом миропонимании, будь то приверженность материалистическому либо идеалистическому атеизму. Иначе говоря, каждый человек должен быть способен самостоятельно расширять свой кругозор и детализировать своё миропонимание в соответствии с решаемыми им в жизни задачами. А это требует всеобщего освоения методологии познания — искусства диалектики. И от тех, кто претендует на работу в сфере социального управления или уже работает в ней, — это требуется в особенности.
   Но система высшего образования в СССР и постсоветской России построена так, что она массово производила и производит узких специалистов, не обладающих широтой кругозора, необходимой для координации деятельности со специалистами даже смежных областей. Кроме того, в образовательные стандарты высшего образования СССР и постсоветской России не были допущены сведения, необходимые для формирования управленческой грамотности, управленческого взгляда на жизнь общества и управленческой дееспособности выпускников вузов — хотя бы только инженерно-технического и социолого-экономического профилей подготовки.
   Поэтому те, кто, поработав по какой-либо неуправленческой специальности, переходил и переходит в сферу управления (на руководящую работу), в большинстве своём не обладали и не обладают необходимой широтой кругозора и управленчески состоятельным «менталитетом», вследствие того, что не овладели эффективной познавательно-творческой культурой — искусством диалектики. И соответственно этим особенностям системы образования и специфике практической деятельности вне сферы социального управления некоторое количество госчиновников, депутатов, представителей бизнес-сообщества, имеющих за плечами высшее профессиональное образование несоциолого-экономического характера (естественнонаучное, техническое, медицинское, педагогическое и т.п.) и некоторый опыт работы по профессии, убеждены в том, что если полученное ими образование позволяло достаточно успешно решать задачи в сфере их профессиональной деятельности до перехода на работу в сферу управления, то таково по своей сути и социолого-экономическое образование — особенно западное» стр. 210, 211"
(Приводится по публикации в Интернете на сайте dotu.ru, 2012г.)
Со-смыслом всего сказанного в приведённых цитатах стоит только согласиться. Неспособность адекватно решить задачу о предсказуемости своих действий, которая решается на основе упреждающего моделирования ситуации в психике субъекта управления, приводит к краху процесса управления, либо к получению такого нежелательного побочного эффекта, что результаты, достигнутые в процессе управления, полностью обесцениваются.


Моделирование ситуации для решения задачи о предсказуемости осуществляется на основе того набора информационных, алгоритмических и прочих модулей в психике личности, совокупность которых можно назвать кругозором.

Если этот кругозор не включает в себя модули, наличие которых необходимо для адекватного моделирования, то тот или иной крах процесса управления будет вероятностно-предопределённо обеспечен.

Недостаточность широты кругозора можно назвать термином "узкий кругозор", а его достаточность - "широкий кругозор". Однако, на наш взгляд понятие широкий кругозор не является управленчески адекватным и не позволяет понять в полной мере, что конкретно требуется изучить и познать той или иной личности в данный исторический период времени. Реальность такова, что даже за восемь жизней всего не узнаешь и не поймёшь, тогда возникает резонный вопрос о том, в каком конкретном направлении следует расширять свой кругозор. Например, расширением кругозора будет являться и изучение охотником первобытного племени устройства синхрофазотрона. Однако это знание совершенно не будет соответствовать объективным требованиям исторического периода времени, в которое этот охотник живёт, и потому оно будет мусорным для него - не позволяющим решить ни одну управленческую задачу; а в пределе оно будет вредным, как для него так и для развития всего общества в целом, т.к. изучая то, что никак не пригодится ему в жизни, он в этот же период времени не изучает что-то другое, что пригодилось бы ему в жизни в разрешении тех или иных управленческих задач.

Особо актуально это для сегодняшнего времени, когда основной проблемой для подавляющего большинства людей является не сложность нахождения информации для изучения, а  тот фрагмент цитаты из работы ВП СССР, который мы выделили подчёркиванием, т.е. речь идёт о сложности выбора управленчески значимой информации из всего информационного шквала, который обрушился на людей; это же усугубляется ещё тем, что изучаемые знания быстро устаревают и теряют актуальность, из-за чего постоянно приходится переучиваться. Так же можно добавить, что скорость освоения новой информации, на сегодняшний день, у подавляющего большинства людей, далека от идеала, как в следствии не использования определённых методик освоения информации (скорочтение, оптимальные алгоритмы систематизации и запоминания информации и т.д.), так и в следствии недостаточной эффективности этих методик и не развитости педагогики и психологии в целом как наук. Не научность психологии и педагогики проявляется, в том числе, в отсутствии в них метрологии и как следствие отнесение их к неточным наукам: неточных наук не бывает, наука либо точная, либо пока ещё наукой в строгом смысле не стала (хотя в ней вполне могут присутствовать адекватные жизни знания и опыт практических действий).
Т.е. даже если допустить, что охотнику первобытного племени, вреда от изучения бесполезной, для его исторического периода времени, информации не будет, т.к. количество информации, поступающей к нему, так мало, что даже изучая "мусорную" (для него) информацию у него будет оставаться много времени для изучения исторически необходимой информации, то для современных "охотников" в подавляющем большинстве регионов Земли в условиях действия Закона времени, такая расточительность времени просто недопустима.

Следует сказать, что ВП адекватно даёт направление в котором следует начать развивать кругозор (см. выделенное в цитате жирным курсивом). Однако что конкретно является и будет являться в будущем для каждой конкретной личности её решаемыми задачами. И, как каждой конкретной личности разобраться в этом. На этот вопрос метрологически состоятельный ответ не даётся.
А кроме того, сам термин "широкий кругозор" является неадекватным для постановки такого рода задачи. Термин "широкий кругозор" не является управленчески адекватным, т.к. слово "широкий" является неопределённым по смыслу и содержанию и даже не даёт намёка на то, в каком направлении стоило бы начать заниматься самообразованием, чтобы кругозор был не только очень больших размеров, но и содержание его было таковым, чтобы на его основе можно было бы решать реальные задачи, возникающие перед личностью и обществом. Ведь термин "широкий кругозор" не исключает необходимость изучение стоимости динамита в разных странах, имена героев всех кинофильмов, массу тела всех животных на планете, соотношение диаметров к объёму каждой из известных и изученных звёзд, видимых на небосклоне, сюжеты и имена главных героев всех сериалов на планете и огромное количество различной другой информации, изучение которой будет расширять кругозор всё больше, но много ли будет людей, для которых будет толк от такого кругозора.

Кругозор всякой личности должен соответствовать объективным требованиям исторического периода времени в которое эта личность живёт. Т.е. в каждый исторический период времени есть определённый набор задач, встающих как перед обществом в целом так и перед каждой отдельной личностью, для решения которых нужны как узкоспециальные, так и общеобразовательные элементы кругозора личностей решающих эти задачи. Поэтому говоря о широком кругозоре в смысле соответствия этого кругозора объективным требованиям исторического периода времени в которое эта личность живёт, адекватнее использовать термин "необходимый кругозор".

*   *   *
Приведём некоторые определения для более адекватного понимания описанного в этой статье.

Объективные требования исторического периода времени ─ требования, предъявляемые к личности и обществу в целом в вопросах целесообразности их действий Промыслу в текущих исторически сложившихся обстоятельствах.

Кругозор ─ объём знаний, круг представлений о жизни и интересов личности.

Узкий кругозоркругозор, в котором маленький объём представлений о жизни не удовлетворяет условию соответствия объективным требованиям исторического периода времени,  либо в наличии с представлениями об узкоспециальной области которой способна заниматься личность, либо с отсутствием таковых. 

Широкий кругозоркругозор, в котором большой объём представлений о жизни может как удовлетворять условиям 1) соответствия объективным требованиям исторического периода времени и 2) наличию представлений об узкоспециальной области которой личность может заниматься, так и не удовлетворять этим условиям.

Необходимый кругозор ─ кругозор, в котором большой объём представлений о жизни удовлетворяет условиям 1) соответствия объективным требованиям исторического периода времени и 2) наличию представлений об узкоспециальной области, которой личность может заниматься.

Последнее определение означает, что говорить о том, что у личности развит необходимый кругозор можно лишь тогда, когда у неё обязательно присутствует  наличие представлений об узкоспециальной области в которой личность должна состояться как профессионал и тем самым вносить свой вклад в общественное объединение труда.
* * *

Безусловно, личность должна "Знать понемногу обо всём и всё о немногом" (Т. Гексли). Однако чем же конкретно является для каждой личности это многое о чём нужно знать немного, и то немногое, о чём нужно знать "всё"? Другими словами, что именно удовлетворяет требованию адекватности кругозора объективным требованиям исторического периода времени?

Ответ на этот вопрос даёт Компетентностный подход к человеку. Согласно ему существует иерархия целей жизни человека. Её описание есть в статье "Иерархия компетенций", но мы также приведём эту иерархию здесь (по её состоянию на момент публикации текущей статьи).

Y(t) - Трансцендентные цели: 
  • Наладить контакт и личностные взаимоотношения с Богом и гармонией Жизни, в том числе развив в себе культуру чувств; 
  • Стать Человеком и через Человечность, служа Богу, реализовать своё предназначение быть наместником Бога на Земле для построения Богодержавия; 
  • Развив в себе способность ориентировать своё поведение на долгосрочные цели, действовать в русле своего предназначения в его конкретном выражении по отношению к себе; 
  • Обрести и нести Любовь в её конкретных проявлениях, постигая Промысел, предназначение бытия и своё место в нём, а так же постигая тайну Жизни и причинно-следственные обусловленности в ней. 
Y(l) - Личностные цели:
  • Развить свои психические качества, в том числе чувство меры, разум, характер и т.д.;
  • Сохранить и поддерживать своё физиологическое и психологическое здоровье;
  • Создать семью и развивать родственные отношения;
  • Выполнять общественные обязанности; 
  • Изучать законы и способы описания Жизни для адекватного взаимодействия и влияния на неё.
Y(p) - Профессиональные цели: 
  • Получить образование согласно своей природе и предрасположенности к наукам и труду;
  • Трудоустроиться согласно своей природе и предрасположенности к наукам и труду внося свой вклад в общественное объединение труда; 
  • Занять своё положение в обществе, помогающее развить себя и общество. 
Y(s) - Цели престижа (приводящие к славе):
  • Соответствовать определённым нормам моды и престижа в обществе, для наиболее эффективного взаимодействия в нём.
Y(v) - Временные цели:
  • Выполнять временные, ежедневные, в том числе и сиюминутные цели и задачи. 

Цели жизни, всякой адекватной личности, биологического вида человек разумный упорядочены в порядке убывания значимости реализации каждой из них. При этом для достижения каждой из целей, личность должна обладать определёнными знаниями и умениями. Сами цели определяют круг интересов личности, а он в сочетании со знаниями и представлениями связанными с умениями и составляет кругозор личности.

Соответственно, необходимый кругозор для каждой личности определяется тем, какие конкретно цели связанные с приведённой иерархией относятся лично к ней в каждый конкретный момент времени, и как следствие, какие знания и умения (кирпичики кругозора) личность должна осваивать для достижения этих целей.

При этом, определяющим, какой конкретно кругозор (какие знания, умения и круг интересов) должен быть у личности, определяется той группой целей, которая названа Трансцендентные цели жизни. Достигая диалога с Создателем, который формирует определённые жизненные обстоятельства и Интуитивную тягу к тем или иным знания и умениям, осваивая самоосознание и реализуя своё и общее для всех предназначение, всякая личность, обладающая осознанной чувствительностью и адекватным чувством меры по факту свершаемых с нею событий и жизненных обстоятельств, бессознательно мотивируется и/или сознательно понимает, какую конкретно область знаний и умений ей нужно осваивать.

Другими словами, необходимый кругозор в русле Промысла, формируется милостью Высшего, который ведёт своей рукой от одного жизненного обстоятельства к другому, от одной случайности к другой, от одних знаний и умений к другим и т.д. И суть выражения "На Бога надейся, а сам не плошай", заключается именно в том, чтобы в темпе течения событий и возникновения необходимости, быть способных заблаговременно осваивать именно то, что нужно осваивать, а не в том чтобы впрок учиться всему подряд ожидая необходимости применения наученному и в большинстве случаев так никогда и не дождавшись этого.

*   *   *
Необходимый кругозор для конкретной личности можно описать таким математическим выражением являющимся формулировкой оптимизационной задачи управления развитием своего необходимого кругозора:

K(f1, f2, ..., fn)j = f1(x1, x2, ..., xk1) + f2(x1, x2, ..., xk2) + ... + fn(x1, x2, ..., xkn) → max,

где j - некий индивидуальный код некой конкретной личности; K(f1, f2, ..., fn) целевая функция, описывающая широту кругозора, который можно выразить в измеримых величинах для конкретной личности jf1, f2, ..., fn - функции, описывающие необходимые знания и умения являющиеся в первую очередь функциями целей психики; соответственно xi, где i ϵ [1;k1], [1;k2], ..., [1;kn] при   - частные цели объективно прописанные в психике личности.

При этом, каждая из частных целей xi является значением функции C, - функции аргументами которой являются значения функций семи источников целеполагания человека:

xi = C[F(I), F(O), F(A), F(P), F(V), F(L), F(S)],

где F(I)F(O)F(A)F(P)F(V)F(L) и F(S) - функции описывающие источники целеполагания:

  1. F(I) - функция описывающая инстинкты (общие и индивидуальные - связанные с врождёнными типами интеллекта), 
  2. F(O) - окружающая среда и эгрегоры, 
  3. F(A) - астрологический фактор (совокупность энерго-информационных ритмов ближнего и дальнего космоса в их взаимодействии с энерго-информационными процессами Ноосферы Земли),
  4. F(P) - "точка" привязки к Матрице с большой буквы (МСББ) и текущая "траектория" в русле Её развития, связанная с предысторией и тенденциями имеющими множество аспектов и вариантов (упрощённо определяется как предыстория рода и человечества и возможные тенденции их развития),
  5. F(V) - свободная воля человека (его способность выставлять цели в своей психике, независимо от остальных шести источников целеполагания),
  6. F(L) - влияние личностей (выраженное через вдохновение получаемое от них), 
  7. F(S) - влияние Совести от Бога (как выражение непосредственного управления Свыше) и влияние жизненных обстоятельств (как выражение опосредованного управления Свыше).
Значения этих функций подставляемые в функцию C определяют какие конкретные цели будут прописаны в психике личности в каждый конкретный момент времени.

Источники целеполагания приведены в порядке подчинения предшествующих источников последующим. Так, те или иные инстинкты активируются у личности под воздействием окружающей среды. А если в необходимый момент времени соответствующего воздействия F(O) не было, то некоторые из инстинктов так никогда могут и не быть активированы (см. примеры детей Маугли в необходимый период жизни не имевших контакта с культурой людей и лекцию Владимира Фридмана "Инстинкт"). И т.д. по всем прочим источникам целеполагания.

Кроме того, источники целеполагания приведены в порядке увеличения значимости для психики личности пребывающей при человечном типе строя психики в обществе в котором имеет место Богодержавие - рай Божий на Земле построенный самими людьми - общество справедливости.

Каждая из частных целей xi принадлежит одному или нескольким из множеств из иерархии целей (см. список приведённый выше) выраженных совокупным множеством описываемым функцией U:

xi ∈ U[Y(t), Y(l), Y(p), Y(s), Y(v)],

где Y(t), Y(l), Y(p), Y(s) и Y(v) - множества описывающие какие t - трансцендентные, l - личностные, p - профессиональные, s - престижные (приводящие к славе) и v - временные стратегические цели прописываются у личности в каждый конкретный момент времени. 

Так же следует добавить, что для корректного решения задачи оптимизации широты своего кругозора, необходимо задать набор ограничений. Иначе поставленная задача управления не будет иметь однозначного решения.

Если в русле самореализации личности, управленческой значимостью обладает только самореализация в русле программы оптимум или максимум (подробнее об этом см. статью "О деградации и развитии личности"), то тогда имеет смысл разделение ограничений на две группы: ограничения сверху (определяющие максимальные границы широты кругозора - кругозора необходимого для реализации программы максимум) и ограничения снизу (определяющие минимальные границы широты кругозора - кругозора необходимого для реализации программы оптимум).

Без привязки к тому, являются ограничения ограничениями сверху или ограничениями снизу, для примера, перечислим некоторые из ограничений налагаемые на целевую функцию K(f1, f2, ..., fn):
  • B → A, где A - наработанная база знаний человечества, B - база знаний в той или иной форме доступная для непосредственно или опосредованно восприятия данной конкретной личности;
  • Tсв → Tнб, где Tсв - величина свободного времени личности, Tнб - величина требуемого времени необходимого для изучения соответствующей информации;
  • Kt > Kl > Kp > Ks > Kv, где Kt, ..., Kv - коэффициенты выражающие значимость для психики личности целей относящихся к соответствующей группе общей иерархии целей (t - трансцендентных, l - личностных и т.д.);
  • Ограничения связанные с неизвестными в целевой функции K(f1, f2, ..., fn)j;
  • Область предназначения личности выражающаяся в таких показателях, как:
    • величина темперамента личности,
    • наработанные фрагменты коллективного бессознательного человечества в различных системах знаний обозначаемых, как самскары/карма васаны/холодайны/эгрегориально-ноосферные циклы/решимо/гуны,
    • фрагменты коллективного бессознательного (Ноосферы) которые необходимо отработать приведя их состояние к Промыслительным стандартам,
    • неизбежные, в том числе многовариантные траектории в Матрице,
    • возложенные на личность социальные задачи поделённые на три рубежа - программы min, opt и max;
  • Влияние различных факторов
    • ресурсная обеспеченность личности,
    • возможный спектр и диапазон влияния культуры,
    • возможное астрологическое влияние,
    • встречающиеся личности,
    • спектр и диапазон обращений Свыше;
  • Определённые личностные качества:
    • способность осваивать необходимую информацию, обобщённо выражаемую через освоенность принципов методологии познания,
    • потенциал развития преобразующей функции воли,
    • врождённые предрасположенности обобщённо сводимые к типам интеллекта,
    • потенциал Различения необходимой информации,
    • величина восприимчивости органов чувств,
    • потенциал развития чувства меры;
  • Прочие ограничения, как уникальные и относящиеся только к конкретной личности, так и общие универсальные, относящиеся ко всем людям.
Наличие же избыточных и бесполезных знаний и умений, как следствие не соблюдения налагаемых ограничений, преобразует исходное выражение, описывающие необходимый кругозор, к виду:

K(f1, f2, ..., fn)j = f1(x1, x2, ..., xk1) + f2(x1, x2, ..., xk2) + ... + fn(x1, x2, ..., xkn) + 
+ fm1(p1, p2, ..., pr1) + fm2(p1, p2, ..., pr2) + ... → max

где, fm1fm2p1p2  и т.д. - функции описывающие мусорные знания и умения и паразитные цели соответственно. Т.е. при игнорировании ограничений сверху мы получаем широкий кругозор, а при учёте - необходимый кругозор. При этом, т.к. изучая что-то одно личность в тоже самое время не изучает что-то другое, то процесс формирования fm всегда будет сопряжён с процессом не формирования f. А именно f и являются удовлетворяющими условию соответствия объективным требованиям исторического периода времени для личности и общества, а не fm. Абстрактный пример: изучая, как играть в стратегию "Герои 3.5" (функция y = fm4(p1, p2, ..., pr4)) личность в это же самое время не изучает, как управляются социально-экономические системы на земном шаре (функция y = f22(x1, x2, ..., xr22)). Следует отметить, что всякая толпо-"элитарная" культура, включая и современную, изначально направлена на то, чтобы сформировать у людей как можно больше fm и как можно меньше f.

С учётом сказанного, к описанным выше ограничениям можно добавить:
  • M ∈ Ø, где М - множество состоящее из функций fm
Конкретные значения описанных выражений для каждой отдельной личности, на сегодняшний день, известны только Создателю. Но то, что они нам не известны, не означает, что эти выражения, описывающие какой конкретный кругозор должен быть у личности, не существуют. Это подобно тому, как для одних людей "экономика как женщина, разве её поймёшь" (см. рис. ниже), а для других это строго описываемая через аналитические выражения явление (например, см. работу ВП СССР "Краткий курс... (Концепция общественной безопасности)").

Рис. - Бывший министр финансов РФ о непознаваемости экономики

Кроме того, каждой конкретной личностью конкретные значения этих выражений постигаются ею в процессе её жизни и воспринимаются, пусть и не в виде формул и аналитических выражений с их значениями, но всё же как более или менее однозначно понимаемые субъективные ощущения, указывающие на то, чем нужно заниматься.

При этом, согласно описанным выше формулам и устройству реальности, для какой-то личности j = q1 освоение игры "Герои 3.5" будет относиться к функции y = fm, а для какой-то личности j = q2 освоение этой же игры может относится к функции y = f. Всё индивидуально, конкретно и в русле описанной выше меры.
* * *

На наш взгляд, на сегодняшний день, согласно описанному выше, необходимый кругозор среднестатистического жителя России возможно будет включать в себя знания и умения, связанные с большинством компетенций, приведённых в качестве примеров в упомянутой выше статье "Иерархия компетенций" (мы не будем приводить этот список здесь снова, в первую очередь из-за его объёма). Тогда, каждая личность будет обладать только теми необходимыми знаниями и умениями (т.е. необходимым кругозором), которые позволят ей максимально реализовывать Промысел, достигая одну жизненную цель за другой, не нося с собой мусорных бесполезных знаний просто широкого кругозора и не являясь носительницей ущербного миропонимания и мировоззрения, каковыми являются носители узкого кругозора.

Пример такого уровня хорошо показан через литературного героя Артура Конан Дойля, известного всем как Шерлок Холмс. Холмс реализовывал свой манёвр в Промысле, обладая не широким, не узким, а именно необходимым кругозором. Он знал и умел то, что должен был знать. И не знал и не умел то, что не должен был, даже если это были самые элементарные вещи. Подтверждением того, что Холмс обладал необходимым кругозором, служило то, что некоторые из его дел имели международный политический окрас, однако они были разрешены без разжигания международных скандалов и пр. последствий, что говорит о том, что в кругозоре Холмса были компоненты, касающиеся этих вопросов; и кроме того нельзя забывать о том, что несмотря на разноплановость (не однотипность) поступающих к нему дел, нам не известно, что бы у Холмса было хотя бы одно допустимым образом не раскрытое дело, что также может говорить о развитости его кругозора до необходимого уровня.

Холмс о необходимом кругозоре (ссылка на это видео в ютубе)

Если кто-то понял всё сказанное в этой статье и сказанное Холмсом, как указание на завуалированную многословием необходимость иметь только узкоспециальный кругозор, то значит он ничего не понял. Особенность примера с Холмсом в том, что этот пример идеализированный. Холмс точно определил границы по которым проходит необходимый кругозор. Если же говорить о реальных людях а не о вымышленных персонажах, то и для каждого человека, формализованные и не формализованные методики определения границы собственного кругозора могут быть таковы, что он сможет определить их с оптимальной степенью точности и детальности. Именно формируя необходимый, а не широкий кругозор, каждый  будет реализовывать свою узкоспециальную область, избегая тех негативных эффектов о которых пишут ВП СССР в цитируемой нами работе (см. выделения жирным в цитируемом выше тексте).

Последние изменения 02.03.2017

1 комментарий:

  1. Статья полезная, однако тяжелая к восприятию. Возможно в будущем люди будет более сообразительные, чтобы понимать такой метод изложения.

    ОтветитьУдалить